Насколько гармонично сочетаются такие понятия, как «современное искусство» и «фольклор»? Первое почти всегда ассоциируется с чем-то новым, тогда как второе ― совокупность старой народной культуры. Но когда в своем творчестве современные художники используют элементы и символы из фольклора, граница между категориями времени стирается.

Такое преобразование реальности совершили авторы арт-группы Бестиарий в рамках проекта Стрела. Эти художники работают в жанре тотальной инсталляции, что подразумевает сложение всех элементов выставки в целостный художественный образ. Так, в пространстве галереи образуется особая атмосферная среда, в которой зрителям предоставляется возможность самим найти скрытые настроения и смыслы.

 

Название проекта «Стрела» взято из древнего женского ритуала «Вождение стрелы». Это древний славянский обряд, который в наши дни встречается в Брянской области, а также Белорусском и Украинском полесье. Но перекликающиеся с ним по смыслу и форме ритуалы можно отыскать и в других культурах. Выставка сочетает элементы, связанные с разными значениями ритуала, и сопровождается исполнением древнерусских обрядовых песен.

В основе инсталляции заложен традиционный орнаментальный мотив — знак вспаханного и засеянного поля. Он состоит из креста, вписанного в ромб в центре инсталляции, повторяющийся в стороны подобными геометрическими элементами из земли и металла. На земле расположен гигантский корень, под которым зарыты «секретики» — как символ сакральной жертвы, а металл, по которому ходят посетители напоминает об отдаленных раскатах грома, сопутствующего дождю.

Выставка создавалась при поддержке Центра Творческих Индустрий «Фабрика». Она попала в Параллельную программу VII Московского международного Биеннале современного искусства. Авторы проекта рассказали Artifex, как создавалась «Стрела».

 
Artifex: Что означает название вашей группы?

«Бестиарий» ― это средневековая книга вымышленных существ, которые, по сути, являются аллегориями человеческих страхов, пороков и страстей. Мы создаем инсталляции, наполненные иносказательными образами. Эти аллегории служат отражением современной действительности и первобытной природы человека, определенным образом стирая границы времени. Например, наш первый проект так и назывался ― «Бестиарий», ― в рамках которого мы рассматривали наше время так, как если бы человек смотрел на него из далекого будущего, и оно представлялось бы ему Средневековьем.

Artifex: В чем заключается принцип вашей работы?

Для каждого проекта мы разрабатываем концепцию, в основе которой лежат исследования культурных и социальных явлений в обществе разных эпох. Наша задача - создание атмосферной среды, в которой все объекты взаимодействуют друг с другом и встроены в выставочное пространство, формируя единый художественный образ. В инсталляции художники размещают различные работы: графика, арт-объекты, пространственные композиции, видео- и аудио-инсталляции.

Artifex: Сколько художников в группе «Бестиарий» и как давно вы работаете вместе?

Группа образовалась 5 лет назад. У нас тогда еще не было названия, но мы работали как раз над проектом «Бестиарий», который проходил так же на «Фабрике». Уже после выставки с легкой подачи Виктора Скерсиса нас стали называть группой «Бестиарий».

 

В действительности, у группы всегда был разный состав, так, например, над первым проектом, который показывали на «Фабрике» (2012) и в «Арсенале» Нижнего Новгорода (2013) работали 8 человек. В проекте «Форум» (2013) было 4 автора, а на выставке «Ароморфоз» в том же году - 5 художников.

 

В этом проекте авторов шестеро: Анастасия Дорожкина, Андрей Строганов, Виктор Скерсис, Екатерина Рец, Михаил Алшибая, Татьяна Костылевская. Музыкальный перформанс на выставке исполнили ансамбли «Белый Свет» и «Выселки». У нас открытая группа, и мы всегда рады сотрудничеству с новыми художниками.

Artifex: Расскажите о выставке «Стрела». О чем она?

Проект «Стрела» отсылает зрителя к символизму в древнерусской культуре. Здесь каждый день жизни тесно связан с ритуалом. Обряд рассматривается как символический язык, использование которого направлено на «магическое» преобразование окружающего мира.

Для древних людей, чьей главной задачей стоит выживание, этот язык имеет ключевое значение: создание коммуникации человека с природной стихией. В этом контексте проведение ритуала представляется не увеселением, а естественной необходимостью для того, чтобы выжить и продолжить свой род.

Стрела ― многозначный образ молнии, разрушительной силы, приносящий оплодотворяющий землю дождь. В этом обряде женщина уподоблена земле, рождение ребенка ― появлению колоса.

Artifex: По какому принципу вы расположили элементы инсталляции?

В основе экспозиционного плана выставки «Стрела» лежит традиционный орнаментальный мотив ― знак вспаханного и засеянного поля. Это косой крест, вписанный в ромб, с точкой внутри каждой из четырех полученных частей. Крест обозначает плодородие, а также является знаком границы. Две пересекающиеся линии, разделяя друг друга на части, разрушают собственную целостность, одновременно образуя новую форму. Точки символизируют зачатие.

Artifex: Какую роль в выставке играет перформанс?

Особенно важной частью обряда рассматривается понятие ритма. Как в произведении искусства, так и в обряде, ритм ― главный организующий элемент. Он задается календарными циклами года и жизненными циклами самих людей. Ритмическая организация появляется в орнаментальных узорах и, конечно, музыке. Здесь, человеческий голос ― ведущий ритуальный инструмент.

Одним из ключевых элементов проекта «Стрела» становится исполнение древних русских обрядовых песен, записанных у последних носителей традиции учеными-этнографами, в том числе в ходе экспедиций участника проекта ― ансамбля «Белый Свет». В ритуале «Вождение стрелы» женщины пропевают куплет песни, собирая звук воедино, и делают выкрик в септиму или октаву вверх. Так звук уподобляется стреле: в этот момент все их голоса должны пробить границу между мирами, а высшие силы природы послать дождь.

Artifex: Как вы нашли предметы, которые находятся в витринах в земле?

Все девочки в детстве закапывали «секретики». Это были ценные предметы, может быть, и незначительные, но важные. Такими «секретиками» являются сохранившиеся с детства монетки, ключики, стеклышки. В экспозиции есть коса ― состриженные детские волосы. Там же мы сделали куклу из хлебного мякиша. Дети в то время могли и просто еду положить, ведь она была очень важна. Все предметы для экспозиции приносили наши авторы и участницы ансамбля.

 

Artifex: Значительную часть инсталляции занимает видеопроекция с операцией на сердце. Как вы связываете это с темой выставки?

Эту работу сделал один из авторов проекта — Михаил Алшибая, действующий кардиохирург. И на этом видео показана операция, которую он проводит. В первую очередь, важно отметить, что подобные операции, кажущиеся нам чем-то невероятным, для него являются частью повседневной жизни, в день их может быть несколько. Во-вторых, это видео снималось не столько с научной или образовательной целью, сколько именно как художественное произведение.

 

 

Эта видео-инсталляция ― метафора отношения первобытных людей к тем ритуалам, которые они совершали. Эта работа о взаимодействии человека с естественными процессами природы, благодаря которому сохранится жизнь.