Пандемия – настоящий вызов художнику. Юлия Мамонтова рассказывает о творчестве в современных условиях, увлекает энкаустикой, делится планами на будущее и собственными проектами популяризации уникальных древних живописных техник.

 

 

Artifex: Yulia Mamontova — это ваш творческий псевдоним? Какова история его происхождения?

Псевдоним Мамонтова я взяла, вдохновившись историей семьи, а задумалась над этим, когда решила круто поменять свою жизнь и стать профессиональным художником. Среди моих предков было много людей, тяготеющих к искусству. Например, мой прадед по линии отца — купец Василий Мамонтов. Он в XVIII-XIX веках занимался продолжением семейного дела по доставке товаров из Англии до Архангельска и Урала по реке Мезень и очень интересовался живописью. Знаю об этом из рассказов бабушки: в определенный период начала изучать свои корни, считаю это важным. Вообще же моя фамилия после замужества — Забродина. Я мама двоих маленьких детей, которых уже сейчас стараюсь приобщать к прекрасному.

Artifex: Вы современный автор, однако в ваших произведениях неизменно присутствует отсылка к классике. Чем вызвана ваша любовь к классической русской школе? И как вам удаётся «внедрять» эту символику в язык современного искусства?

Здесь я процитирую Цветаеву: «Сегодня, не имеющее вчера, не имеет завтра». Классическая русская живопись и её история исключительны, а трепетное отношение к ней мне привили в МГАХИ им. В. И. Сурикова, который я окончила. За что я очень признательна чудесным педагогам Вороновой В.О. и Кузьмину Р.А.

У меня есть серия работ, отчасти затрагивающая одну из сторон темы взаимодействия классики и современности: «Заброшенные усадьбы России», часть которых была представлена на выставке #Butfly, которая проходила в рамках «8-ой Московской международной биеннале современного искусства» в Музее Моды (Гостиный Двор).

 

Былое величие, почти утерянная связь с живым прошлым, красота, которая продолжает жить даже в руинах, едва уловимый дух прошлых эпох, культура. Но иногда чтобы построить новое, нужно разрушить старое. Эти архитектурные сооружения несут в себе невероятную атмосферу. Они заставляют задуматься, возможно ли сохранять баланс между силами разрушения и силами созидания, можно ли обрести свободу через разрушение, всегда ли созидание хорошо без разрушения и можно ли сохранить прошлое в настоящем.

Artifex: Какие художники и произведения из мирового наследия вас вдохновляют?

Иван Николаевич Крамской. Он один из основателей общества художников-передвижников, талантливейший портретист, мастер жанровой живописи. Человек, который умел не только создавать безупречные картины, но и менять мир вокруг себя, популяризовал искусство и приближал его к народу. Я также стремлюсь делиться, увлекать, объединять, создавать и пытаться делать что-то подобное в настоящее время.

Artifex: Помимо живописи, вы работаете в редкой технике — энкаустика. Расскажите про неё.

Моё знакомство с энкаустикой состоялось, можно сказать, случайно в 2015 году — в США (Калифорния), на одной из выставок в Лос-Анджелесе. Картины в этой технике произвели на меня невероятное впечатление: издалека выглядели как живопись маслом, а вблизи поражали необычной фактурой, яркостью, и приятным запахом пчелиного воска. Родилось решение освоить такое необычное направление. Я прошла обучение в Лос-Анджелесе под патронажем Pamela Smith Hudson (Otis College of Art and Design) и не смогла остановиться...

Живопись горячим воском — одна из древнейших. Техника была утеряна, её возрождал наш художник Василий Хвостенко в 30-е — 60-е годы: он с дочерью открыл секреты древних энкаустических красок и технологий, поделился рецептурами, но сейчас техника опять не распространена и почти забыта. Это сложный, трудоемкий и дорогой метод, несмотря на то, что современные достижения сделали его проще (например, не нужно разогревать воск огнем, его заменили электрические приборы и появился огромный выбор сопровождающих материалов, красок и прочее). Воск, в частности, пчелиный — непростой материал для работы. Он требует от художника особого мастерства, тщательности, трудолюбия, поскольку застывает очень быстро, зато сохраняет цвет, прозрачность, живость на века. Известны картины, сохранившиеся со времен Древнего Египта.

Энкаустика способна передавать тончайшие нюансы того, что я пишу: неважно, портрет ли это человека с сильной энергетикой, эмоциональная абстракция или что-то другое. Для меня энкаустика идеальна: можно остановить мгновение или поделиться живыми эмоциями и сделать мир через свое творчество немного лучше и светлее.

Недавно завершилась Первая Международная онлайн-выставка и конкурс «#Энкаустика.Cегодня», которую я организовывала. Цель выставки: популяризация техники энкаустика в России. Я считаю, что стоит возрождать энкаустику в нашей стране, тем более что мастера есть и в России, и в странах СНГ. Пока нас не очень много, но именно подобные объединяющие выставки могут дать мощный импульс развитию энкаустики и ее распространению в нашей стране.

 

Artifex: Какой основной посыл вы пытаетесь донести до зрителя через свои работы?

Может немного банально и наивно, но это — менять мир к лучшему. Это доступно каждому. Я делаю это по-своему, по-особенному. Я пытаюсь нести эту мысль через всё своё творчество, стараюсь показать многообразие этой идеи через разнообразные техники: энкаустика, авторская техника ὀρείχαλκος (живопись на латуни) и традиционная – масло на холсте. В своих работах я показываю, насколько история и традиции важны для современного мира и его преображения. Успешно использую классические методы живописи (масляные краски) на поверхностях разных основ: холст, дерево и металл.

Меняющееся время, история отдельных государств, городов, поколений и вообще всего мира включает в себя периоды упадка и становления, красоты и безобразия. Эти науки оказывают значительное влияние на мое творчество, а посещение живописных мест, изучение традиций и культур разных стран вдохновляет на создание новых произведений.

Artifex: Вы ведёте активную выставочную деятельность за рубежом. Расскажите о своих проектах в Европе и США.

Сейчас пандемия, жаль, нет возможности посещать другие страны, но бурно развивается участие в онлайн-выставках, и поэтому моя последняя выставка проходила в виртуальном формате: ARTBOX.PROJECT Zurich 2.0 (Цюрих), Интернациональный фестиваль Golden Time Talent United Kingtom Award (Лондон), где моя работа из латуни «Голубая Лагуна» заняла первое место, выставка IM Bordered (Майами), выставка в Contemporary art gallery online «ALL Planet Earth Theme» 2020 (Лос-Анжделес).

Одни из последних международных оффлайн проектов, в которых я участвовала, проходили в 2019 году: Выставка в Музее Композитора Густава Малера (Йиглава, Чехия), Выставка современных российских художников в Майами «Cinemagic/ FartКиномагия», выставка-конкурс World art geography на Сицилии. Также мои работы были представлены на выставке Pieces of earth в OTIS college of Art and Design (Лос-Анджелес) и на ярмарке Arts & Crafts Show (Хантингтон Бич, Калифорния). Ярмарка была благотворительной.

Artifex: Вы часто принимаете участие в благотворительных мероприятиях?

Благотворительность занимает особое место в моей жизни и творчестве. Первый шаг в этом направлении я сделала 10 лет назад, когда закрывала свой бизнес — бутики модной молодежной одежды — всё, что было, я передала в детские дома Москвы. Со временем мои возможности менялись, но принцип «помогать» оставался и творчество, профессиональное занятие живописью открыли новые горизонты в этом направлении.

Так в России я сотрудничала с международным благотворительным фондом Юрия Розума. На одном из аукционов была представлена энкаустическая картина-триптих «Соната души и тела», а вырученные средства пошли на поддержку музыкально одаренных детей. В 2019 году я провела благотворительную выставку «Медовый спас» совместно с фондом Гоши Куценко «Жизнь с ДЦП»: так мы помогли собрать средства на операцию сценаристу Егору Кондратьеву. И в 2019 году также прошла моя благотворительная выставка в рамках ярмарки Arts & Crafts Show. Все средства от продаж картин были переданы для детей-сирот из племени в Перу (Хантингтон Бич, США). А в 2020 провела мастер-класс по нетрадиционной технике «Энкаустика» для воспитанников детского дома (Владимирская область, Россия).

 

 

В планах продолжать работу в этом направлении и привлекать к ней как можно больше людей. Ведь помочь тем, кто нуждается, может каждый, не обязательно всегда деньгами, есть множество способов это сделать.

Artifex: В каком из российских проектов для вас было важнее всего принять участие?

В конце 2019 года в рамках 8-ой Московской Биеннале современного искусства в Государственном Музее Моды в Гостином Дворе был очень интересный проект #ButFly. Исследование развития личности, мира: изменения, этапы, метаморфозы. Участие в нем для меня было особенно важным — это возможность поделиться своими наработками в этом направлении, попытка осмыслить процессы, происходящие с человеком и обществом в периоды «роста». А также поделиться эмоциями от поиска ответов на важные вопросы, рассказать о том, как хрупки многие вещи, которые кажутся прочными, и какое влияние оказывают на историю, на нас, мир вокруг, как перевоплощаются и отражаются в каждом. Предложить задуматься над тем, что потом? И суть проекта я вижу именно в этом — поделиться опытом, переживаниями, дать кому-то толчок к развитию, показать, что даже самый непростой путь может привести к чему-то лучшему.

Artifex: Вы больше ориентированы на Запад или на российский рынок? Какие проекты вы видите наиболее значимыми для вашего развития?

В сегодняшних условиях невозможно развиваться, участвуя, например, в ярмарках и выставках в какой-то одной стране, каждому художнику необходимо стремиться к выходу на международный уровень. Ведь профессионалы, увлеченные искусством коллекционеры путешествуют в поисках новых имен. Большая часть продаж искусства в настоящее время сосредоточена в Великобритании, США, Китае, поэтому я считаю эти направления важными для себя, но не считаю верным сосредотачиваться только на них. Выставки в России тоже имеют значение для успеха, развития и международного признания художника, к тому же это мои корни, то, что повлияло на моё формирование.

Artifex: Расскажите о ваших творческих планах. Каким для вашей карьеры вы видите свой год?

Планов много. Главное, чтобы поскорее закончилась пандемия. Многие планы были связаны с поездками, из которых я черпаю вдохновение и в которых создаю многие работы. Обязательно будут благотворительные выставки — здесь я открыта для сотрудничества в любой точке мира. Также планирую делиться своими наработками в энкаустическом направлении: начну работу над книгой-методичкой, расскажу о своих практических открытиях. Ещё одна из грандиозных задумок — организация групповой оффлайн-выставки профессионалов и любителей энкаустики в Москве.