В наши дни мысли людей о предназначении искусства очень различны. К сожалению, все чаще и чаще я вижу такую позицию: одна из целей в том, чтобы показать, как беспросветно плохо мы живем. Нет никакой надежды на свет в конце тоннеля, никакого хэппи-энда, да он и не нужен, ведь Умные люди все сами поймут и начнут меняться. Я очень рад, что совершенно другого мнения придерживается художник и актриса Юлия Бружайте.

Сразу после прочтения статьи я советую вам посетить Никольскую галерею, где в течение года будут выставлены ее картины.

 

Мы встретились с Юлией возле офиса Artifex. Беседа с самого начала пошла в спокойном и приятном ключе.

 
Artifex: Как вы вышли на Никольскую галерею?

В начале июля 2017 года у меня была авторская выставка, сольный проект моих работ, которые я долго готовила. Она проходила в доме на Патриарших, там есть небольшой выставочный центр. Я подала туда работы и заодно познакомилась с хозяевами, директорами, администраторами. А с их арт-директором я стала очень хорошо общаться, и она уже пригласила меня участвовать на Neo-Geo.

Artifex: Вы упомянули о том, что пришли на интервью с озвучивания. Вы все ещё играете на сцене?

Да, я продолжаю актерскую деятельность. Я актриса, примерно лет сорок, наверно, работаю в театре у Никитских ворот. Это мой основной вид деятельности и заработка.

Artifex: А с чем связана такая смена курса - с актерства на живопись? Все-таки, они немного отличаются друг от друга.

Они очень сильно отличаются - это вообще другой вид деятельности. На самом деле, я ничего особенно не меняла.

Я родилась в Литве, в городе Клайпеда, в семье музыкантов и художников, и моя мама была моим первым учителем живописи. Она всегда хотела, чтобы я стала художником, всю жизнь говорила мне: «Юлечка нарисуй, нарисуй». И я рисовала: друзей, подруг, море. Но когда выросла, передо мной встал сложный выбор, чего я больше хочу: быть художником или балериной.

Балет я очень любила, занималась им с детства и в итоге выбрала его. Переехала в Ленинград, поступила учиться на артистку балета и полностью в него ушла. Потом бросила, поступила в театральный, стала актрисой и вообще забросила живопись на много лет.

Однако меня никогда не покидала тяга к рисованию, желание взять в руки кисть и сделать пару мазков, но каждый раз не хватало времени.

А четыре года назад моя мама умерла. Через год после её смерти я пришла к ней на могилу. Мне захотелось поговорить с мамой. Тогда была серая пасмурная погода, почему-то запомнилось. Я очень долго разговаривала с ней, практически весь день. Обо всем. Дома я нашла оставшиеся от мамы краски, карандаши и кисти и попыталась что-то изобразить на старых альбомных листах. Что-то даже получалось.

Когда альбом закончился, я пошла в магазин и купила новый. С этого дня стала рисовать. Я вспоминала мамины уроки и в какой-то степени опять стала её ученицей. И мне стало легче, уже не было такого сильного ощущения потери близкого человека. Я чувствовала, что она рядом со мной, что продолжает жить во мне, только уже через живопись.

И я поставила себе цель сделать выставку, посвященную маме. Мне потребовалось три года. В свободное от работы время я приходила домой, рисовала днями и ночами, практически не выходя из квартиры. Только летом ездила на родину, на море. Я не могу без моря, без песочка. Они лечат меня, восстанавливают силы после каменных джунглей.

Artifex: А что кроме вашей мамы вдохновляет вас на творчество?

Меня вдохновляет все - мама, природа, люди. Я стала больше и внимательнее смотреть на людей. Я актриса и в принципе всегда была очень внимательна - это актерская профессия. Но теперь я стала живописцем, и смотрю на людей с другой позиции: кто на кого похож, на какого персонажа, на какой образ, интересно было бы мне его или ее написать.

Artifex: У вас очень интересная техника письма. Это ваше изобретение, или есть художники, на которых вы ориентируетесь?

Я ни на кого не ориентируюсь, это моя личная техника письма. Мой личный автограф. Но я не стою на месте и развиваю эту технику. На данный момент я перешла на масло, сейчас оно ближе. Стараюсь добавлять больше прозрачности в свои полотна, больше лёгкости. Я люблю, когда в письме есть легкость, тяжёлое - это не мое. Из самых ближайших целей на сегодняшний день у меня в планах достичь абсолютной прозрачности воздуха и воды. Это то, к чему меня уже давно влечет.

Artifex: Что вы больше всего цените в других художниках?

Мне очень нравится, когда в художнике есть понимание рисунка. Не просто когда он переносит краску на холст, а когда владеет техникой, умеет писать по школе. Условную живопись я не люблю.

Artifex: То есть, абстрактную живопись вы не принимаете?

Я её люблю смотреть, но это не моё, это не мой мозг, я так не думаю. Поэтому в этом жанре не работаю. Мне нравится, когда художник, который пишет абстракции, при этом умеет писать по школе. Вообще, я сразу понимаю, когда человек, который пишет абстрактную живопись, при этом на самом деле художник с неким профессиональным базисом, и когда человек прикрывает абстрактностью то, что он просто не умеет писать. Это хорошо видно по руке художника, по его мазку, по тому, как он ведет кисть. И если это профессионал, который действительно так видит мир, я начинаю следить за его мыслью по его работе.

 

 

Artifex: Как к вашей картине «Я БОГ-дасаров» отнёсся сам Михаил Богдасаров?

Вообще он давно меня уговаривал, чтобы я нарисовала его портрет. Я предупредила, что сделаю. Но то, как я его нарисую, будет законченным произведением, и я не буду ничего менять. В итоге получилась такая картина. Верхний портрет - это Бог. А нижний смотрит на Бога. Они отличаются, в этом мой юмор, в этом и есть его тщеславие. Он же все время говорит: «Я не БАХдасаров, я БОГдасаров». И поэтому я разделила его фамилию на БОГ и ДАСАРОВ. Бог наверху, а внизу - Дасаров, который любуются своим Богом. То есть, он любуется сам собой. Михаил, когда увидел это, обиделся страшно, подумал, что я его оскорбила таким образом. Но потом, через какое-то время, когда он понял смысл моего юмора, сказал: «Да, ты права. Так и есть». Актеры вообще очень тщеславны.

Artifex: Практически на каждой вашей картине есть скрытый персонаж - Солнце. Оно либо само видно на картине, либо есть его лучи, либо оно изображено в виде фонаря. Это так?

Да, так и есть. Во-первых, в этом проявляется то, что мне не хватает солнца, ведь в Москве его мало, девять месяцев зима. А я не могу без солнца. Оно питает меня энергией, я черпаю в нем тягу к жизни и творчеству. Ну, и это просто красиво. А во-вторых, оно добавляет ту грань темноты, которая есть в каждом из нас. Ведь там где есть светлое, должно быть и темное, это касается не только природы, но и людей. Светлая сторона даёт возможность рассказать об этой темноте, о её глубине.

Artifex: Вы хотите сказать, что чем сильнее светлая сторона человека, тем сильнее и темная?

В каждом человеке есть скрытые тайные мотивы, которые могут его разрушить или возвысить - смотря куда идёшь. Как в истории с Анной Карениной. Прекрасная красивая женщина, ведь все могло быть по-другому. Но она нашла свой путь. В ней светлое есть? Да полно! Но проблема её психического состояния, которая усугублялась морфием, вылилась в самую настоящую темную болезнь души.

 

 

В итоге к концу романа она - просто психически истощенный человек, который уже не может оставаться в этой жизни, она не может ничего создать, она уже не может любить. Она может только уничтожать Вронского бесконечными истериками, ревностью и агрессивностью. Даже мир уже воспринимается ею только через агрессивность.

Вспомните её последний монолог в романе перед смертью, когда она идёт по Москве и рассуждает про себя: «Почему это все строят, почему тут пахнет краской, почему мороженое грязное». Вот все её мысли перед самоубийством. Это же страшно. Ей идти дальше просто некуда. У неё уже солнца нет.

Artifex: Я заметил, что обычно в своих картинах вы исследуете только светлую сторону жизни. Единственная ваша картина, где вы исследуете тёмную, это картина «Абсент». Что вы можете о ней сказать?

В «Абсенте» вообще ничего темного нет. Что темного в женщине в возрасте, которая надеется найти своё счастье? Да, может быть, она каждый день туда ходит, а её любимый все не приходит. Над ней смеются окружающие, над ней смеётся бармен, но она все равно будет приходить и ждать. Как любая женщина, которая не нашла себя в любви и в семье.

 

 

Такая женщина всегда ждёт, что вот что-то такое произойдет - и Он придёт. Даже 80 лет ей будет, но она будет ждать. Пока человек живёт - он надеется. Пока есть надежда, есть жизнь. Поэтому ничего темного в ней нет. Наоборот, эта надежда питает героиню, ведь, может быть, прямо сейчас откроется дверь, и в этот трактир войдёт тот самый человек, которого она ждёт.

И сразу так хорошо стало на душе! Захотелось пойти и написать что-нибудь жизнеутверждающее, снять доброе кино. Человека, который не только позитивно мыслит, но и пытается убедить мыслить позитивно других, встретишь не так часто. Берегите таких, если они есть рядом с вами.