Картины американского художника Эверетта Шинна (Everett Shinn, 1876−1953) очень не похожи на картины его коллег. Они загадочны, порой - жутковаты, а иногда волшебно-чудесны. На них изображены клоуны и танцовщицы, актёры и фокусники. Палитра художника довольна мрачная, атмосферная.

Его стиль сложно описать однозначно. Есть в нем что-то от импрессионизма, если говорить о технике, и от реализма, когда речь заходит о сюжетах. И это неудивительно, ведь Эверетт Шинн принадлежал к такому течению американской живописи, как «Школа Мусорных Вёдер» или Ашканская школа.

 

Это направление возникло в начале XX века в Америке как аналог репортерской хроники. Целью художников было изображать жизнь рабочего класса без прикрас – со всеми тяготами, лишениями и редкими радостями. Так на свет появился Американский реализм.

Эверетт Шинн так же как и Джордж Лакс входил ещё в одно объединение американских художников – группу «Восемь» (The Eight), которая занималась выставочной деятельностью в противовес Национальной академии дизайна, погрязшей в коррупционных выставках и предвзятости мнений. Член «Восьмерки Джон Слоун, впрочем, говорил, что Шинн был случайным пассажиром в их группе. К слову, Эверетт никогда не был особенно дружен со своими товарищами.

Отличительная особенность творчества Шинна – городской пейзаж и театральные сценки. Чем-то они напоминают работы Тулуз-Лотрека, но все же на американский лад. В них больше кукольности, очарования и тайны, меньше эротизма и драмы. Кроме того его картины очень наглядно отражают дух американской городской жизни начала ХХ века. Они могут служить иллюстрациями к реалистичным романам или мемуарам.

 

Самые известные картины художника – «Ревью» (Revue, 1903), «Репетиция балета» (Rehearsal of the Ballet, 1905 - 1906), «Девушка в ванной» (Girl in a Bathtub, 1903), «Выселение» (Eviction, 1904), «Девушка на сцене» (A girl on stage, 1906), «Сильный человек. Клоун и танцор» (Strong Man, Clown and Dancer, 1909), «Пятая авеню» (Fifth Avenue, 1910), «Девушка с японскими фонарями» (Girl with Japanese Lanterns, 1912), «Дом азартных игр Кенфилд» (The Canfield Gambling House, 1912), «Миссис Стюарт Уокер в мехах» (Mrs A Stewart Walker in a Fur, 1910). О некоторых из них мы поговорим позже.

Эверетт Шинн родился в штате Нью-Джерси в 1876 году в семье фермеров. Назван мальчик был в честь кумира отца – Эдварда Эверетта Хейла, американского историка, писателя и унитарного министра. С самого детства Шинн проявлял незаурядные способности к рисованию, в 15 лет он уже был зачислен в Институт Весеннего сада в Филадельфии, частное техническое училище, спроектированное архитектором Стивеном Баттоном. Через год юноша поступил в Академию Изобразительных искусств в штате Пенсильвания, самую старую художественную школу в Соединенных Штатах.

Темп молодой художник взял очень быстрый: еще через год, в возрасте 17 лет, он уже работал художником в «Филадельфийской прессе» (The Philadelphia Press). Эверетт Шинн входил в легендарную «Филадельфийскую четверку» иллюстраторов наряду с Джорджем Лаксом, Уильямом Глакенсом и Джоном Слоуном. Так же в газете работали известные корреспонденты и обозреватели Томас Моррис Честер, Бенджамин Де Кассерес, Элиша Джей Эдвардс, Джон Рассел Янг. А уже в конце 90-х годов XIX века, после переезда в Нью-Йорк, Шинн считался одним из первоклассных нью-йоркских реалистов. Интересно, что он стал прообразом героя романа «Гений» Теодора Драйзера.

Жена Шинна, Флоуренс Сковел, с которой он вступил в брак в 1898 году, была востребованной художницей. Вместе молодые люди трудились в журнале Ainslee's Magazine, в который Эверетт перешел, разочаровавшись в газетной хронике. В конце концов, он вообще предпочел журналы газетам и следующие 20 лет сотрудничал с ними.

Шинн был дружен с популярными в то время артистами, продюсерами, актерами, писателями и архитекторами. Ему заказывали росписи, фрески и картины для роскошных домов. В феврале 1908 года Эверетт участвовал, как и Джордж Лакс, в очень известной выставке галереи Макбет в Нью-Йорке, которая выражала протест против консерватизма в живописи и ратовала в поддержку молодых современных художников. Особенным успехом пользовалась на выставке его картина 1902 года «Лондонский ипподром» (London Hippodrome, 1902).

 

 

Давайте подробнее остановимся на некоторых знаковых картинах мастера, чтобы более точно представить его стиль.

Картина «Белый балет» может служить наглядной иллюстрацией творчества Шинна. Она представляет собой одну из любимых тем автора. Тут нельзя не вспомнить другого любителя хореографии - несравненного Эдгара Дега. Есть предположения, что во время своего путешествия по Европе Шинн познакомился с творчеством Дега, и, возможно, оно наложило на него отпечаток.

 

 

Обратите внимание, как интересно выстроена палитра картины: полотно словно поделено на две части – черную, там, где сидят зрители, и белую, там, где танцуют. Очень необычным решением стала «перекличка» веера зрительницы с балетными пачками танцовщиц. Мимику и черты лиц девушек можно только додумать, так как они написаны в манере импрессионизма.

Картина получилась очень живой и реалистичной. Когда смотришь на нее, кажется, что сам сидишь в зрительном зале.

Необычна в своем стиле картина «Выселение» (Eviction, 1904). Она очень схематична и грубо прописана. Сплошные вертикальные и горизонтальные линии прекрасно передают атмосферу хаоса и жестокости, царящую в воздухе.

 

 

Белые мазки пастелью оттеняют акценты картины. Люди, чемоданы, приставы – на полотне всё перемешалось. Художнику удалось с невероятной экспрессией передать этот момент. И снова он балансировал на грани реализма, импрессионизма и экспрессионизма.

Одни упрекают Шинна в недостатке мастерства, сравнивая его с другими художниками, другие восхищается его самобытностью. Но очевидно одно: талант от природы у Эверетта Шинна был недюжинный. А всё остальное можно объяснить одной фразой: «Он художник, он так видел».