«Цвет в живописи — это приманка соблазняющая глаз, подобно прекрасным строкам стихотворения»
© Никола Пуссен

Никола Пуссен (1594-1665) родился в маленькой деревушке близ городка Лез-Андели на севере Франции. Будущий великий пейзажист и колорист, иллюстрировал тетради Дюрера и Леонардо да Винчи, превыше всех ценил Рафаэля и преклонялся перед учеными античности. Он рано нащупал свой собственный стиль и был до конца жизни верен идее гармонии и порядка. Пуссен заложил прочный мост между эпохой Возрождения и Классицизмом. И вошёл в историю как непревзойденный мастер пейзажной живописи. За свою долгую жизнь он выполнил более 250 заказов, одним из которых была роспись запрестольного образа в соборе св. Петра.

 

 

В 1628 году Пуссен приступил к картине «Истязание святого Эразма». Казалось бы, что тут необычного? Художник имел ошеломляющий успех во всей Европе, влиятельных покровителей в Риме и Ватикане. Не было ничего удивительного в том, что ему заказали картину для часовни с реликварием святого. Однако после этой работы его сотрудничество с Римской Католической церковью резко прекратилось.

Некоторые исследователи творчества Пуссена предполагают, что заказ не понравился кому-то из папского окружения. Будто бы: «Картину встретили очень сдержано, и заказов от церкви Пуссен более не получал». Но если подумать, как относились церковнослужители к оформлению главного католического собора христианского мира, могут возникнуть сомнения в этой версии. Ведь ещё до покупки красок с художником оговаривались все детали его работы, бесконечно согласовывали эскизы в карандаше и цвете, я даже не говорю о постоянных проверках и «специальных» помощниках, которые следили за каждым мазком кисти мастера и сообщали о малейших изменениях. Создаётся ощущение, что для кардиналов и папы сама картина сюрпризом не стала. Но что-то заставило их отказаться от услуг господина Пуссена.

Я не сторонник теории заговоров. Не верю в рептилоидов, инопланетян и тайные правительства, которые управляют всем на земле. Но за десять лет до того, как Никола Пуссен приступил к работе над своей картиной «Истязание святого Эразма», началась Тридцатилетняя война. Непрочный мир, установленный между протестантскими и католическими государствами, рухнул. Европа вновь погрузилась в хаос религиозной войны. На этот раз на долгие 30 лет. Из писем известно, что Пуссен имел тесные связи с группой лиц, которые, по мнению Католической церкви, намеренно расшатывали основы католицизма и старались подорвать пошатнувшийся авторитет церкви изнутри.

Точно неизвестно, к какому из тайных обществ принадлежал Никола Пуссен. К Тамплиерам, Сионистам, Иллюминатам, или Розенкрейцерам. Все идеи этих организаций были признаны еретическими, а сами ордена отлучены от церкви. Папе достаточно было сказать только одно слово, и еретики тот час обрастали прочной паутиной страшных домыслов. Им приписывали всевозможные интриги, заговоры, убийства, жажду абсолютной власти, эзотерические мистические практики и Бог знает что ещё. Ведь тайное всегда захватывает ум и будоражит воображение обывателя. Ходили слухи, что Пуссен был не просто членом одного из таких обществ, а зашифровывал их тайные знаки в своих произведениях. В таком случае становится ясно, почему кардиналы видели в Пуссене потенциальную угрозу, способную нанести вред церкви в будущем. По этой же причине покровитель художника — кардинал Барберини, не в силах был переубедить своих коллег.

Но кому адресован текст, намеренно и талантливо скрытый в живописи?
Вот выдержка из «Документов Приората Сиона» о символизме в искусстве:
«Аллегорические произведения имеют то преимущество, что достаточно одного слова, чтобы прояснить отношения, недоступные толпе; они отданы всем, но их значение адресовано элите. Отправитель и адресат понимают друг друга поверх толпы. Непонятный успех некоторых произведений идет от этого достоинства аллегории, которая является не просто модой, а способом эзотерического выражения».

 

 

Этот фрагмент объясняет популярность картины Пуссена «Аркадские пастухи». Надпись на надгробии: ET IN ARCADIA EGO... (Теперь я в Аркадии) стала, своего рода, шифровкой века. За этой картиной охотились многие эзотерические кружки, и сам Людовик XIV, заполучив ее, никогда никому не показывал. Ведь анаграмма этой надписи гласит: I TEGO ARCANA DEI (Иди! Я скрываю тайны бога).

Никто так и не сумел раскрыть этот код. Во всяком случае, официально. Тайное на то и тайное, что при всей своей открытости продолжает действовать в тени. Если бы все было так просто, то задачи быть еретиком, быть посвященным в тайну не существовало бы. Конечно «Истязание святого Эразма» не имеет такой громкой славы, как другие картины Пуссена. Но в этом полотне, как ни в каком другом талант художника выражен в полной мере. И мне было крайне интересно узнать, что же в ней зашифровано. Но об этом я расскажу уже в следующей статье.