Друзья творческих людей, которым исполняется 27, часто шутят в праздничных тостах: «Только не входи в «Клуб 27», намекая на странную череду смертей большого количества музыкантов. Роберт Джонсон, Курт Кобейн, Эми Уайнхаус, Дженис Джоплин, Джим Моррисон, Джимми Хендрикс словно сговорились умереть в 27 лет. Чаще всего причиной было самоубийство.

Кажется, австрийский художник Рихард Герстль (Richard Gerstl, 1883−1908), живший в конце XIX столетия, предвидел эту модную тенденцию. Двумя годами ранее своего 27-летия он встал перед зеркалом, надел на шею петлю и повесился.

 

Герстль оставил после себя 66 картин и восемь рисунков. Они находятся в музеях Вены и частных собраниях. Рихарда называют «австрийским Ван Гогом». Художник знаменит своими автопортретами в экспрессионистском стиле, 11 из которых выставлены в галерее Neue Galerie, символическими образами, интимными сценами в пастельных тонах и технике пуантилистов.

Лица на его картинах превращаются в расплывчатые маски, фоном становится хаотичная абстракция. Критики часто сравнивают его работы с де Кунингом и Бэконом. Также говорят, что если бы не ранняя смерть, Герстль смог бы изменить течение европейской живописи.

 

 

Последний автопортрет Selbstbildnis (Akt in ganzer Figur), написанный 12 сентября 1908 года, показывает нам обнаженного художника с липкими разводами на теле и окрашенными в коричневый цвет половыми органами. Некоторые ценители искусства называли это полотно «последним вздохом самоутверждения», другие считали его порождением внутренних демонов и маниакально-депрессивного психоза. Но были и такие, кто видел в этой работе репетицию самоубийства, так как человек на холсте больше напоминает труп.

Эта картина маслом 140,5 на 119,5 см хранится в Музее Леопольда. Говорят, что синий фон словно отзывает зрителей к автопортрету 1902 года.

Интересен еще один автопортрет, сделанный за год до смерти. Это жутковатая картина «Автопортрет. Смех» (Self-Portrait, Laughing 1907).

 

 

Пожалуй, ее можно назвать одной из самых растиражированных картин Герстля. По стилю полотно напоминает танец импрессионизма с экспрессионизмом. Ярко переданная эмоция переплетается с размытой техникой и нарочито крупными мазками. Кстати, художник очень любил изображать себя в разных образах: то в стиле денди, то панка.

Рихард Герстль был типичным «богатым мальчиком». Его состоятельные родители хотели дать сыну отличное образование, но тот из-за скверного характера, несдержанности и дисциплинарных вольностей был исключен из престижной венской средней школы. Затем Рихард поступил в Венскую академию изящных искусств, решив стать художником. Это решение не слишком понравилось его отцу, который хотел передать сыну свои дела.

Но и из Академии избалованного парня быстро исключили. Виной снова был неприятный характер ученика. Студент критиковал стандарты Венского Сецессиона и пытался рисовать в своем эксцентричном стиле. Так и не получив образования, художник всё же продолжил свои творческие поиски и занялся самообразованием. Он писал пейзажи и портреты, увлекался фрейдизмом.

Через два года Герстль вернулся в Академию и поступил на курс к более лояльному преподавателю. Генрих Лефлер был театральным художником и иллюстратором, который помимо преподавания разрабатывал оформление банковских банкнот, рекламных плакатов, иллюстрировал сказки братьев Гримм и так далее. Но и демократичность Лефлера по отношению к стилю живописи своего студента не помогла юноше получить диплом. В 1908 году, незадолго до смерти, он снова ушёл из университета, так как не захотел принимать участие в параде в честь императора.

 

 

Нельзя не упомянуть картину «Двойной портрет Матильды и Гертруды Шёнберг» (Double portrait of Matilda and Gertrude Schonberg, 1906), так как эта работа имеет отношение к смерти художника. На полотне изображены жена и дочь композитора Арнольда Шёнберга. Мужчины познакомились в 1905 году, благодаря чему сбылась давняя мечта Рихарда заняться музыкой. Шёнберг и Герстль очень положительно влияли друг на друга: композитор давал художнику уроки музыки, а художник композитору – рисования. К сожалению, в эту мужскую дружбу вклинилась роковая любовь. Жена Арнольда Матильда сначала ушла из семьи к живописцу, а затем бросила и его, вернувшись к мужу и детям. Такого «двойного разрыва» − с близким другом и с любимой женщиной – Рихард Герстль пережить не смог. 4 ноября он предусмотрительно сжёг все свои личные бумаги, а после этого повесился перед зеркалом.

Жизнь Рихарда Герстля была мрачной и трагичной. Но это не помешало ему внести значительный вклад в развитие австрийского экспрессионизма. Он подарил живописи уникальный стиль, стал примером в творческом плане для многих художников XX века, а главное – не побоялся выпустить «внутренних демонов» на холст, благодаря чему родились уникальные и очень эмоциональные картины. Каждый смотрит на мир через собственные линзы, Герстль видел окружающую действительность в мрачных тонах, но от этого она не потеряла своей загадки и очарования.