Гюстав Курбе (1819-1877), в истории живописи XIX столетия, был, своего рода, лидером российской поп-группы «Ленинград». Учился в духовной семинарии, не закончил институт, и, единственным, верным для себя направлением в живописи, определил реализм: «К чему искать в мире то, чего в нем нет и, силой воображения, менять то, что в нем есть?» – прямо Instagram Сергея Шнурова, а не цитата из Гюстава Курбе.

 

 

Критики, в основном это посредственные писаки, вроде: Куртуа, Клеман де Риса и Клода Виньона (не путать с придворным художником Людовика XIII), больше восхищались своим красноречием, чем адекватной оценкой творчества Курбе. Однако те ретроградные мысли и ядовитые слюни, которые они оставляли на страницах модных журналов, делали свое дело. Кроме того, среди антагонистов Курбе были и компетентные в искусствах личности: Александр Дюма-сын, и Теофиль Готье, оба в равной степени, но в совершенно разных интерпретациях высказывались о его работах. Разумеется сторонников тоже было немало. Как метко заметил Франсис Вей: «О посредственных людях так не спорят». И оказался прав.

 

 

Принято полагать, что «Спящие» были написаны под влиянием стихотворения Шарля Бодлера «Проклятие женщины (Ипполита и Дельфина)» (Сборник «Цветы зла»). Но также возможно и то, что полотну на тему лесбийской любви, к которой в обществе того времени расцветал воспаленный интерес, предшествовало появление порнографической фотографии. Тем более, что заказ на эту картину Курбе получил от Османского дипломата и заядлого игрока – Халиль-Паши, или Халиль-Бея, который с начала шестидесятых постоянно проживал в Париже.

В картине, украшенной мягкими романтическими тонами, явно чувствуется влияние Рококо. Тела утомленных любовными ласками женщин изображены со всеми естественными недостатками. Грязные стопы, разорванное ожерелье, отброшенное покрывало, которое по недоразумению принимают за платье, скрюченные пальцы, которые ещё минуту назад сильно сжимали вывернутую ткань, липкие от пота волосы и румяные лица повествуют зрителю о неистово бушующих страстях.

Величина этого холста, почти полтора на два метра. Такой размер усиливает эффект вуайеризма (сексуальное отклонение, характеризуемое желанием подглядывать за «уединившимися» людьми). Довольно распространенная шалость во Франции XIX века. И не только XIX века. Да и не только во Франции.

В картине «Спящие» создается иллюзия, что вы заглядываете в соседнюю комнату. Все линии на полотне, словно водосток, устремляют ваше внимание к центру. Вы видите двух обнаженных девушек. И уже не способны выкинуть эти пышные ягодицы из своей головы. Прямо как слова песни: «У нее такая ж#па, в общем я ее люблю!». Курбе написал это произведение, следуя своим принципам художника-реалиста. В последствии картина произвела оглушительный резонанс и подтолкнула к эротической теме целое поколение молодых художников.

 

 

В том же году, Курбе получает еще один заказ на пикантную тему. Халил-Бей решил пополнить свою частную коллекцию новым реалистическим шедевром. Стоит добавить, что уже с начала века представители Парижской богемы жадно тащили с востока абсолютно все. От культов и эзотерики до эротических гравюр «сюнги», вроде «Снов жены рыбака».

 

 

Поэтому не стоит смотреть на заказчика, равно как и на художника, как на старых извращенцев. Просто мода была такая.

В недавнем прошлом, французским историкам Клоду Шоппу и Сильви Обена удалось установить личность модели, «откровенно» позирующей Курбе. Балерина Французской Оперы в прошлом и любовница Халил-Бея в настоящем – милая девушка и авантюристка Констанс Кеньё – главная участница этого торжества реализма.

Из письма Александра Дюма-сына французской писательнице Жорж Санд: «Нельзя даже самой изящной и тонкой кистью передать “entrailles” (внутренности, чрево, недра) мадемуазель Кеньё из Оперы».

Описывать эту работу явно не имеет смысла. Но вот что важно, довольно скоро, дела у Халил-Бея обернулись скверно – он был вынужден распродать главную свою коллекцию. Частная жизнь вышла на обозрение. И «Спящих» и «Происхождение мира», наряду с «Алжирскими женщинами» Эжена Делакруа и «Турецкими банями» Доминика Энгра выставили на аукцион и впервые показали французскому «свету».

Разумеется, «моралисты» сразу заклеймили Курбе порнографом, чем ещё больше упрочили скандальную репутацию художника. А заказчиком экзотических полотен серьезно заинтересовалась полиция.

Постоянно находясь под ударами критики, Гюстав Курбе не изменял ни себе, ни своим принципам. Выпустив 1855 году свой нашумевший «Манифест реализма», он с необычайной стойкостью продолжал следовать изложенным в нем тезисам. И, как показывает история, оказался прав. Ведь сегодня всех тех критиков помнят лишь потому, что они имели счастье жить в те времена, когда один из великих художников XIX века водил кистью по холсту.

«В нашем чересчур цивилизованном обществе я хочу жить жизнью дикаря. Я должен быть свободным даже от государства. Ведь я обращаюсь напрямую к чувствам людей» Гюстав Курбе

Заканчиваю статью, а на YouTube-канале играет песня группировки «Ленинград» – «Балалайка». Наверное так же думал и Курбе, когда писал свой «Манифест реализма».