«Моё – это Восток, Запад, наука, религия, города, просторы и создание картины...» © Марк Тоби

Он чувствовал искусство в себе, а себя в искусстве. Простое полотно в его умелых руках превращалось в настоящее произведение, аналогов которому нельзя найти, а религия становилась источником вдохновения. К слову, если вы до сих пор не были знакомы с творчеством этого выдающегося американского художника, пора исправлять это досадное недоразумение. Вашему вниманию представляется Марк Тоби (Mark Tobey).

 

Родившись в штате Висконсин, США, в 1890 году, Тоби всю жизнь отрицал клеймо «американец». Себя он позиционировал как «гражданин мира». Словно перелётная птичка, Марк путешествовал по свету в поисках идеального места для творчества. Перемещался художник и по Америке (юность он провёл на Среднем Западе, побывал и в Сиэтле), затем совершал поездки на Ближний Восток и в Европу и даже определённое время жил в благородной Англии. Меняя страны и города, Тоби постепенно переходил от традиционного письма к поиску собственного стиля. Однако, географической точкой на земном шаре, где закончил в 1976 году свою жизнь Марк Тоби, стала Швейцария.

Вера. Нет, это не имя возлюбленной художника. Это то, что давало ему силы и желание творить. Приняв в 1918 году религию бахаи, оставаясь ярым её сторонником вплоть до самой смерти, Марк Тоби не раз открыто заявлял о высокой значимости религии в своём творчестве: «Учение бахаи утверждает, что все великие пророки едины, что наука и религия – это две мощные силы, которые должны быть уравновешены, чтобы человечество достигло зрелости. Я чувствую, что эти убеждения сильно повлияли на моё творчество». Тоби признавал полезным диалог культур и являлся космополитом. Именно в таком настроении и создавались его знаменитые полотна.

Марк Тоби прославился благодаря созданию уникального стиля «белой записи». Все довольно просто и сложно одновременно. Стиль представляет собой нанесение на абстрактный фон, состоящий из тысяч мазков, белых или окрашенных в «уютные» светлые тона каллиграфических символов. Причём символы отличаются своей красотой и неповторимостью. Как говорится: «Взгляни на свой почерк и на каллиграфию Тоби и рыдай». Именно создание «белой записи» положило начало вечному сравнению Марка Тоби с другим, не менее именитым, американским художником Джексоном Поллоком.

Дело в том, что Поллок являлся основателем «крытого» стиля живописи. Безусловно, никто не станет говорить здесь о грубом плагиате. Изначально историки либо закрывали глаза, либо вовсе не замечали того факта, что художники были давними знакомыми. И безусловно, на творчестве Марка Тоби сказывалось влияние опытного наставника. Так, «Белая запись», являясь самостоятельным стилем, стала ещё и разновидностью стиля Поллока.

Когда речь идёт именно о «мистических» картинах Марка Тоби, не значит, что сейчас перед зрителем предстанет изображённая на полотне сцена восстания мертвецов или полёт привидений. Мистическим сам художник признавал своё искусство потому, что всегда верил в уникальное магическое значение каллиграфии. Работы Тоби действительно завораживают. Написанные акварелью или маслом, углём или темперой, совершенно разные, они всегда потрясают человеческое воображение.

Абстрактные картины не всегда понятны рядовому зрителю, но пройти просто мимо не получится. Только взгляните на творение с неприхотливым названием «Голова» (Head). Тысячи размашистых и мелких мазков постепенно обрели форму настоящей человеческой головы. Да, именно человеческой, если с первого взгляда было не ясно. Изображение странное, а линии запутаны точно так же, как и мысли, которые ютятся в ней.

 
Mark Tobey. Head

 
Вы никогда не думали о том, кто такой «современный человек»? В каком мире он живёт? Марк Тоби не просто размышлял, он изображал это. Странная и мрачная, на первый взгляд, картина «Движение человека XX века» (Movement of 20th Century Man ) показывает нам совершенное земное создание, окружённое пространством света и тепла, которое защищает его от тёмного внешнего мира. Кажется, что этим светом человек пробивает себе путь и расчищает пространство вокруг. С другой стороны, может показаться, что тьма поглощает свет и все живое. А что, если это вовсе и не свет? Вдруг это всего лишь отражение того, что все мы живём в вымышленном мире собственных иллюзий и отрешены от реальности?

 
Mark Tobey. Movement of 20th Century Man

 
Как говорят мудрецы: «Случайности не случайны». Ещё одна картина Марка Тоби с «неожиданным» названием «Случайность» (Eventuality) в очередной раз доказывает нам древнюю истину. Случайность, судя по полотну, это закономерный путь с разными поворотами, перипетиями и зигзагами. Да, это обычный путь, где каждое действие влечёт за собой новое или обладает противодействием. Путь, который ведёт нас именно к тому, что мы и называем «случайностью».

 
Mark Tobey. Eventuality

 
Всего три картины уже показали нам, что творчество Марка Тоби – это не просто сочетание линий, не куча мазков кистью по холсту, а цельное абстрактное представление жизни, единства и человека.

Работы художника обладают весомым авторитетом в мире. Кульминацией растущего признания стала ретроспективная выставка в испанском национальном музее Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia (с 11 ноября 1997 года по 12 января 1998 года). Здесь было собрано около 130 различных работ великого художника.

А о самом Тоби многие деятели искусства неоднократно высказывались как о выдающемся и уникальном в своём роде человеке. «Он был чуткой личностью, самоучкой, человеком духовным. Он открыл себя духовности и познал чувственность и утонченность Востока, а благодаря вере бахаи он постиг волшебство каллиграфии», − говорил в одном из своих интервью художник Ферран Рока Бон.

Широкое международное признание Марк Тоби обрёл на закате жизни. Главной наградой, которая оказалась в руках художника, стал «Приз за живопись», полученный на Венской Биеннале в 1959 году.

Таким образом, после Джеймса Вистлера Марк Тоби стал вторым деятелем искусства, который был удостоен этой высокой награды. При жизни художник собирал сразу несколько крупных выставок. Ретроспективная выставка в Лувре (1961) стала пиком признания творчества художника. За ней последовали не менее крупные − в нью-йорском музее современного искусства (1962) и в Национальной галерее изобразительного искусства в Вашингтоне. Сейчас, спустя десятки лет после смерти художника, его творчество продолжает жить. Может, и нам пора впустить в свой размеренный, обычный мир «мистическую» вселенную Марка Тоби?