Кристиан Шад (Christian Schad, 1894—1982) — немецкий художник, работавший в таких направлениях, как дадаизм, магический реализм и новая вещественность.

Кристиан родился в Мисбахе в семье известного адвоката, а также был внучатым племянником художника Карла Фора, одного из крупнейших представителей немецкого романтизма.

 

Живописи и графике Шад учился в художественной академии Мюнхена, а в 1915 году переехал в Цюрих. На тот момент набирала обороты Первая мировая война, и он был вынужден прибегнуть к таким мерам, чтобы избежать мобилизации на фронт.

В то время Кристиан создал две работы в направлении кубизм. Первая — Kreuzabnahme (1916), которая написана в жанре религиозной живописи. На ней в лучших традициях кубизма изображено снятие Иисуса с креста. Второе полотно — «Портрет Вальтера Сернера» (Portrait de Walter Serner, 1916), видного австрийского писателя-авангардиста.

 

В это время Кристиан принимал участие в движении дада и сблизился с графиком и скульптором Хансом Арпом, а также с Тристаном Тцара, румынским поэтом еврейского происхождения. Он стал также одним из организаторов художественно-политического клуба, галереи и театра «Кабаре Вольтер».

В 1918 году Кристиан Шад первым из своих современников применил технику фотограмм. Это очень интересное явление в мире искусства. Фотограмм — изображение, которое получается фотохимическим способом, без применения фотоаппарата. Предмет, который хотят «снять», помещают на фотобумагу или плёнку и освещают его так, чтобы на материал попадала его тень.

Вслед за Кристианом данную технику стали применять Ман Рэй, американский и французский кинорежиссер и художник, у которого был опыт работы с пленкой, а также Ласло Мохой-Надь, один из крупнейших авангардистов первой половины XX века. Примером работы художника в фотограмм можно считать картину или фотографию «Амулет (Шадография)» (Amourette (Schadography), 1918).

 

 

Но основной труд Шада — это портреты, которые он рисовал с 1921 года и до конца своей жизни. Почти все они выполнены в стиле магический реализм. Например, на полотне «Марселла» (Marcella) изображена красивая девушка с каре.

 

Интересно, что этот персонаж встречается в работах Шада дважды — в 1923 и 1926 годах. На первой работе четко прописаны черты лица, в то время как на второй художник больше внимания уделил цветовой гамме, фону и интерьеру.

У Шада есть довольно интересные работы в других стилях. Например, полотно «Нарцисс» (Narcissus, 1927) написано в стиле веризма.

 

 

Веризм — это стремление в живописи, музыке и литературе достичь достоверного отображения социально-психологического конфликта. Сюжет и тематика, как можно понять, обусловлены социальным контекстом эпохи. Так, по изображенному на полотне, можно судить о том, что происходило у художника за окном в то время, когда он создавал картину.

Художник оставил довольно большое творческое наследие и видный след в немецкой живописи ХХ века.