Часто ли вы встречали художников, которые рисуют вместе? Те, кто работает в стиле стрит-арт, не в счёт. У многих людей сложился такой стереотип: художник – это грустный творец, который проводит вечера в одиночестве, гладя листы бумаги карандашным грифелем. Сегодня мы разорвём этот старый и унылый шаблон! Этот материал расскажет вам о двух художниках, которые пишут свои полотна вместе.

Знакомьтесь: Сергей и Ксения Михайловы − люди, которые передают своё восприятие мира через рисование. Эта удивительная пара не мерится мазками кисти, а гармонично создаёт что-то новое вместе. Свою артгруппу художники назвали Дуэт «Линия» по двум причинам: во-первых, из-за связи с рисованием, а во-вторых, из-за аналогии с путём души и с линией жизни человека. Этот простой образ оказался очень близок молодым людям.

Редакция творческого альманаха Artifex познакомилась с тандемом художников на фестивале «Тримурти-2015». Впервые мы увидели Сергея в сосновом бору, у мольберта и с карандашом в руке.

Рассмотрев работы группы «Линии» внимательнее, мы обнаружили очень необычные и вдумчивые картины, наполненные различной символикой. Авторы говорят, что своими полотнами хотят привлечь внимание людей к пространству ума и души. Специальный корреспондент Artifex Алина Кроткая пообщалась с Сергеем Михайловым о творчестве, взгляде на искусство и сакральных образах.

 

Artifex: Вы делали выставку на фестивале «Тримурти-2015». Чем она была интересна?

Во-первых, интересна для нас она была знакомством и взаимодействием с разными людьми. Мы делали выставку в проекте Саши Пашкиной DayofJoy, было много художников в этой галерее. Во-вторых, это опыт живого рисования в дни проведения самого фестиваля. Люди могли посмотреть, как рождается картина, как растёт изо дня в день. В галерее также творил художник Гриша Смирнов, и было интересно самим видеть весь процесс в деталях со стороны, это вдохновляет. В-третьих, «Тримурти» проводился в лесу, далеко от городской суеты, и это очень влияло на всех участников фестиваля. Человеку связь с матерью-природой необходима, а отсутствие её подобно смерти, и в творческом проявлении это особенно видно. Например, люди, стесняющиеся и закрытые, на третий - четвёртый день брали кисти, краски и весело рисовали в этой галерее. Связь с природой − это очень важно, и лесные фестивали этому способствуют.

Artifex: Чем вам особенно запомнился «Тримурти»?

Братской атмосферой, которую создавали люди. Было много открытых, улыбающихся, по-простому счастливых людей. В городском пространстве хочется больше видеть этого.

Artifex: В проекте два человека, вы и ваша жена, кто за что отвечает?

Мы отвечаем за всё вместе, заменяя друг друга. У кого больше времени, тот и делает больше. Рисуем оба. Иногда по очереди, иногда одновременно в одной работе.

Artifex: Поделитесь секретом – как два художника могут писать одну картину, при этом не ущемляя друг друга? Сложно ли это?

Это зависит от того, насколько художники открыты как люди. Тогда особенности, манеры или разница в техническом уровне владения художественными материалами не станут препятствиями. Главное − это душевная сонастроенность, уверенность в себе и внимательность. Это и сложно, и просто. В каждый момент может что-то измениться. И ты должен быть готов к этому. Это как разговор: ты можешь не знать, что скажет тебе человек в следующий момент, но у вас получается диалог. Главное − общее намерение людей, и так во всём.

 

Artifex: Часто ли вы спорите в процессе рисования?

В процессе мы не спорим. Мы либо видим, что следует работать дальше, либо останавливаемся и оставляем работу на будущее, либо больше вообще не подходим к картине. Но кто-то и один может всё доделать. Важно, чтобы не ты рисовал, а Бог. И тогда не имеет значения, один ты или вас двое. В таком состоянии нет различий, все идёт так, как нужно − ни хорошо, ни плохо.

Artifex: Меня заинтересовала картина «Субатомное свечение». Расскажите о ней подробнее.

Эта работа о проявлении жизни на энергетическом или более тонком, не всегда видимом и ощущаемом, уровне. Эта святящаяся форма сознания, очищенная и гармонизированная. Условно это свет в ядрах наших клеток, который раскроется, если мы будем чувствовать голос сердца и идти на его зов, если будем вести простой и гармоничный с природой образ жизни. Это уже существующая реальность, которую нужно раскрыть. У детей есть врождённое чувство бесстрашного любопытства, не нужно его трансформировать в потребление и тормозить свою эволюцию, которая необходима и естественна.

 

 

Artifex: Ещё меня очень привлекла картина, на которой изображён подсолнух и рябь воды. Хотелось бы узнать о ней подробнее.

Эта работа называется «Светлый мир». Это дышащее и саможивущее пространство, в котором нельзя заметить, что какая-нибудь форма чётко от него отделена. В нём всё плавно переходит от одного к другому, как бы составляя одно целое: форма, звук, цвет, свет. Это мир единства.

 

 

Artifex: И еще об одной картине: на ней изображено женское лицо и что-то, напоминающее мысли. Эта работа ассоциируется у меня с творчеством Антонио Мора, который делает коллажи из портретов и пейзажей.

На этой работе показано физическое тело человека, а также тонкое или энергетическое. Оно очень сложное и красивое, но нарисовать его на плоской поверхности можно лишь схематично или образно, так как оно видимо совсем другим зрением, если угодно − это пятое измерение. Внетелесный опыт очень сильно помогает увидеть жизнь с новой стороны, которая иначе всегда будет скрыта от человека.

 

 

Artifex: Нужно ли вам входить в состояние медитации или транса для того, чтобы писать картины?

Нет, не нужно. Но если говорить о медитации, то мы практикуем форму раджа йоги, метод Сахадж Марг. При этом всё в жизни может принести вдохновение и повод для творчества, всё зависит от того, как мы видим мир.

Artifex: Как правильно называется техника, в которой вы делаете свои работы?

Никак. Условно есть традиционные названия техник: например, графика или живопись, digital painting (работы, сделанные с помощью графических редакторов на компьютере) и так далее. Но это всё только ярлыки, чтобы лучше разобраться с материалами, нежели со смыслом. Мы используем много техник, не делим их на традиционные школы и на современные медиа, мы только смотрим, как то или иное можно использовать. Также есть названия течений: например, visionary art или мистический реализм − сакральное искусство, местами сюрреализм, местами иконопись. То есть течение, в котором явно или опосредованно художник передаёт свой опыт общения с неземным, нематериальным, невещественным. Но всё это тоже достаточно условно, потому что каждый человек индивидуален, каждый человек − это целый космос. Важнее не названия и статусы, а что именно ты вкладываешь в работу, зачем это делаешь.

Artifex: Какие темы преобладают в ваших картинах? Почему? И что значит символика, которую вы так часто используете?

Тема жизни вообще. Мы учимся передавать наше ощущение жизни, важные для нас переживания или вопросы через картины и не только. Например: есть Бог или нет, кто я, где мы, есть смерть или нет, что такое любовь и как это всё потом передать. Символика всегда вторична. Для того чтобы лучше понять смысл, нужно будет говорить о каждой работе отдельно.

Artifex: Часто вы изображает мандалы. Почему?

В мандале видно, что все линии и точки исходят из одного источника (центра) или к нему возвращаются. Это образ бытия. Но сам по себе образ бесполезен, важно само намерение человека, внутренняя и внешняя работа, его личный опыт. В мандале мне иногда проще передать то, что я хочу донести.

Artifex: Вы верите в их сакральный смысл?

Я не использую их как отстранённый историко-сакральный символ, на авторитетный образ которого можно смело положиться. Не символ сакрален, а вся жизнь.

Artifex: Чем вы занимаетесь в свободное от творчества время?

Живём. Мы не разделяем «творчество» и «не творчество». День и ночь, то из чего они состоят − это один поток, богатая палитра опыта. Нужно не бояться смотреть на неё, смотря же, можно увидеть связи. Всё в жизни нераздельно и взаимозависимо. Нет отдельно нелюбимой работы и любимого хобби, например. Всё взаимосвязано и имеет своё место.

Artifex: Над каким проектом вы работаете сейчас?

Хотим организовать осенью в Москве выставку.

Artifex: Что это будет за выставка?

Это будет выставка наших рисунков, картин, одежды. Возможно, будут поддерживать атмосферу наши друзья-музыканты, чьё творчество созвучно с нашим. Может, будет и лекция о том, что вообще мы делаем.

Artifex: Что заставляет вас улыбаться, когда грустно?

Я не улыбаюсь, когда грустно. Когда грустно − тогда грустно, когда радостно − тогда радостно, когда спокойно − тогда спокойно.

Artifex: Сергей, благодарю вас за интересный разговор!