Этого знаменитого художника позапрошлого столетия вдохновляли сомнительные ночлежки, убогие трактиры и быт бедняков. Он часами напролет бродил среди них, высматривая новую музу или нужную декорацию. Подобно другому известному человеку того времени − литературу Гиляровскому, автору знаменитой книги «Москва и москвичи» − Владимир Маковский (1846−1920) изучал жизнь простых людей и запечатлевал ее в своих произведениях.

Зарабатывал он ещё при жизни столько, что хватало на бутерброд не только с маслом, но и с икрой. Его картины приобретал сам Павел Третьяков, которому мир обязан существованием Третьяковской галереи.

 

Владимир Маковский происходил из известной творческой семьи. Его мать преподавала в Московской консерватории, отец был художником, коллекционером, музыкантом и сооснователем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Братья и сестры Владимира были тоже талантливыми людьми: Константин, Николай и Александра были художниками, а Мария – актрисой. Константин Маковский даже писал портреты знатных персон, и сам император называл его «мой художник».

Картины Маковского можно читать как книги, так как они рассказывают настоящие истории из жизни. Современники называли великого художника «новеллистом» и отмечали, что прогулки по злачным местам не прошли для него даром – его полотна выглядели очень убедительно. Глядя на них, можно представить себе целый мир, «посмотреть кино» в собственной голове. Что, например, было вот с этой девушкой за минуту до момента, запечатленного на картине? Или что станет с этими героями после? А главное то, что по произведениям художника можно понять, как жили его соотечественники, они - будто фотографии, составляющие летопись времени.

Если мастеру нужно было где-то добавить щепотку юмора, то он делал это очень умело и тактично, с лёгкой иронией, по-доброму. Вообще все его произведения проникнуты душевным теплом. Так, Фёдор Михайлович Достоевский писал:

«В этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще»

В 1872 году Владимир Маковский познакомился с передвижниками, и уже через два года возглавил их общество. Товарищество передвижных художественных выставок, как официально именовали себя передвижники, противопоставляло своё творчество академической школе. Художников, входивших в него, вдохновляли идеи народничества, они вели просветительскую деятельность и организовывали передвижные выставки. Среди них стоит отметить таких ярких личностей, как Мясоедов, Репин, Суриков, Крамской, Ге, Левитан, Шишкин и многих других. Члены этого объединения придерживались в своем творчестве реализма и социальной направленности. В 1923 году содружество прекратило существование, но Владимир Маковский до этой печальной даты не дожил.

Стоит отметить, что художник был довольно консервативен и скептически относился к новым веяниям в искусстве. Так, критики часто упоминают фразу, сказанную им Павлу Третьякову по поводу картины Серова «Девушка, освещенная солнцем». Она звучала довольно резко:

«С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис?»

Одна из самых известных картин художника «Свидание» написана в 1883 году. На ней стоит остановиться подробнее. На полотне мы видим печальную сценку из жизни: мать с любовью, тоской и беспокойством смотрит, как ее сын с жадностью ест булку. Рядом с босоногим мальчишкой на полу лежит материнский узелок на палочке.

 

 

О чём эта картина? Каков её сюжет? Мать отдала сына «в работу» в город и приехала его проведать. Встреча происходит в сенях, чтобы не потревожить хозяев. Если приглядеться, можно заметить, что калач испечен из белой муки – дорогой, праздничной, потому что крестьяне не могли позволить себе такой роскоши каждый день. Гостинец мать привезла, чтобы как-то порадовать своё чадо. Картина повествует о жизни в бедности, вынужденной разлуке и семейной драме. Простая на первый взгляд сценка пробуждает воображение зрителя и заставляет его сопереживать героям, а мельчайшие детали позволяют мысленно правдиво дорисовать эту историю.

Другая картина, «На бульваре» (1887), тоже изображает двоих. Но на этот раз - жену и мужа. На ней, несмотря на простоту композиции, тоже разворачивается настоящая драма. Всмотритесь в лицо этой женщины, прижимающей к себе младенца в пеленках…

 

 

Обратите внимание на фигуру и мимику нетрезвого мужчины, играющего на гармони. Место действия этой сценки – Сретенский бульвар в Москве, где часто бывал простой рабочий люд. К мужу, работающему в столице, приехала из деревни жена с ребенком. Возможно, для этого ей пришлось потратить последние гроши. Но свидание получилось совсем не романтическим: щёголь-муж, вырядившись в красную рубаху, строит из себя городского парня, стесняется бедных деревенских родственников и всячески хорохорится. Тема города и деревни передана здесь предельно ясно и трагично. Драма, происходящая промозглым осенним днем, пронзает до дрожи… Кстати, эту картину Третьяков приобрел для своей коллекции за 1500 рублей – по тем временам это были очень приличные деньги.

Тревога и безысходность наполняют и другие картины мастера. На полотне «Ожидание. У острога» (1875 год) мы видим толпу людей, которые холодным зимним днем ждут своей очереди для свидания с узниками.

 

«Посещение бедных» (1874 год) рисует картину посещения разряженной барыней убогого жилища бедняков, а на полотне «Осужденный» (1879 год) запечатлен момент, когда молодой народоволец выходит из зала суда, а его бедные родители раздавлены свалившихся на них горем.

Музыка была второй страстью художника, поэтому он посвятил несколько картин этой тематике: «Гитарист» (1879 год), «Музыкальный вечер» (1906 год).

 

Известно, что художники-передвижники собирались по вечерам и играли произведения Моцарта, Гайдна и Бетховена. Владимир прекрасно владел гитарой и скрипкой и принимал в музицировании самое активное участие. Однажды он сказал:

«Я не знаю, какое искусство люблю больше, - живопись или музыку… Каждый день я, бросая кисть, берусь за смычок»

И, возможно, музыка много потеряла, потому что Владимир Маковский выбрал не её, а живопись…