Художники Эпохи Возрождения задали высокую планку в изобразительном искусстве. Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли, Караваджо. В лучшие музеи мира редко попадают дилетанты.

Василий Кандинский (1866—1944) – один из крупнейших художников XX века, тех, кто не только смог конкурировать с великими живописцами прошлого, но открыл новое направление в искусстве – абстракционизм.




В 30 лет он оставил карьеру профессора юриспруденции, посетив оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре и выставку импрессионистов. Там он увидел работу Моне «Стога сена».

В 1896 году Кандинский, решив стать художником, отправляется в Мюнхен, и записывается в престижную частную школу югославского художника Антона Ажбе. Позднее Кандинский поступает в Мюнхенскую академию художеств, в класс Ф. Штука, «первого немецкого рисовальщика». Там были довольны студентом, но его палитру считали слишком яркой. Кандинский целый год пишет исключительно в черно-белой гамме, «изучая форму как таковую».

Именно эта работа над композицией двигает его вперед, так как в монохромной живописи он не отвлекается на так любимый им цвет. В дальнейшем это дает возможность стремительному развитию Кандинского в искусстве.

Одна из моих любимых работ Кандинского – «Зимний пейзаж». Эта работа идеальна по цвету, простоте линий, композиции, ее сложно повторить, при всей кажущейся простоте. Она была написана в Мюнхенский период, когда художник стремительно удалялся от изображения вееров, кринолинов и всадников в сторону абстрактного пейзажа и позднее чистой абстракции.

 

 

По мнению Кандинского, то произведение прекрасно, где форма соответствует внутреннему содержанию. Пространство в виде формы, ее ограничивающей. Эти два элемента – краска и рисунок – существенный, вечный, неизменный язык живописи.

Совершенно неожиданные цвета. Желтая, розовая, голубая и синяя гамма «Зимнего пейзажа» передает настроение зимы, хотя традиционно зима изображалась в белых и голубых тонах.

Цвет здесь создает определенную эмоцию, и, несмотря на теплую цветовую гамму, мы чувствуем тишину зимы, уют, камерность картины.

В своей статье Кандинский говорит о том, что произведения искусства состоят из двух элементов: внутреннего и внешнего. Внутренний элемент, взятый отдельно, есть эмоция души художника, которая, подобно музыкальному тону одного инструмента, усиливает соответствующий музыкальный тон другого, вызывает душевную вибрацию человека, который смотрит на картину.

 

В то время, когда душа связана с телом, она обыкновенно может воспринимать всякую вибрацию только через чувства. Эта вибрация и есть связь нематериального и материального мира.

Другая работа Василия Кандинского – «Восточное», написанная в 1909 году. Здесь с помощью цветового сочетания желтого, красного, белого, синего создается энергия полотна. Интересно, что именно белый цвет и акценты синего и красного держат композицию картины. Точно подобранная цветовая гамма создает настроение, персонажи изображены условно, поскольку важна общая энергия происходящего.

 

 

«Качество художественного произведения может быть оценено вполне только его автором: только ему дано видеть, соответствует ли и насколько найденная им форма содержанию» (Василий Кандинский «О духовном в искусстве»)

В работе «Мягкая напряженность» (1923) мы видим, как через линию и острые элементы можно передать психологическое состояние человека.

 

Вот еще одна из работ Кандинского – «Композиция VIII» 1923 года. Здесь уже видно, что художник сложился, уже была написана работа «О духовном в искусстве». На полотне мы видим, как с помощью линий и точек создается динамика. В работе нет ничего лишнего, ни одной фальшивой ноты.

В обычной жизни мы легко можем определить встречу с истинным произведением искусства – сходив на выставку того или иного художника, мы еще несколько часов или дней находимся под впечатлением от увиденного: энергия искусства согревает наше сердце, душа умиротворена гармонией цвета и формы.

Диалог с Василием Кандинским актуален и сегодня. Его картины – артефакты подлинного высокого искусства. Путь Кандинского множество раз подтвердил, что истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника». Отделившись от него, оно получает самостоятельную жизнь, становится личностью, самостоятельным, духовно дышащим субъектом, ведущим также и материально реальную жизнь; оно является существом. И к этому надо стремиться всем людям, которые решили связать свою жизнь с искусством и творить.