Боб Росс (Robert «Bob» Norman Ross) никогда не стремился к тому, чтобы люди, которых он обучал, точь-в-точь копировали его работы. Он выступал именно наставником для начинающих художников. А задача наставника заключается в том, чтобы подвигнуть, заинтересовать своего адепта. Именно эту цель на протяжении всего своего творческого пути преследовал американский живописец.

 

 

Роберт Норман Росс родился в Дайтоне, штат Флорида, 29 октября в 1942 году. Его мать Олли Росс (Ollie Ross) была официанткой, а отец Джек Росс (Jack Ross) — плотником. В дальнейшем, когда Роберт бросит школу в девятом классе, он пойдет по стопам отца, и очередное столярное дело выйдет для него боком. Юноша лишится части указательного пальца на левой руке. Но это не помешает ему в будущем держать палитру.

Понимая, что много денег плотником не заработаешь, молодой человек отправляется на службу в ВВС США. Там он занимает должность специалиста по медицинской документации. На ту пору идет 1961 год и 18-летнего Боба впервые захватывает изобразительное искусство. А предпосылками становится посещения художественного класса в клубе USO в Анкоридже. Единственная проблема был в том, что на уроках рисования преподаватели сосредотачивали внимание на абстрактной живописи и дальше этой техники не заходили. Боба это не устраивало из-за чего у него случались конфликты с учителями. Впоследствии он заявит:

«Они расскажут вам из чего состоит дерево, но не скажут, как его изобразить».

 

 

Работая барменом на полставки мужчина откроет для себя передачу «Магия масляной живописи» (The Magic of Oil Painting), где ведущим окажется немецкий художник Билл Александр (Bill Alexander). В дальнейшем этот человек станет для Боба учителем. Он даже посвятит второй выпуск своей программы именно ему — человеку, который использовал стиль живописи XVI века именуемой «Первой попыткой» (First try). Стиль этот заключает в себе рисование «Мокрым по мокрому» (Wet-on-wet). Это позволяло создавать картину за 30-40 минут. В 1991 году, когда поклонники Росса превзойдут по численности поклонников Александра второй даст гневное интервью The New York Times:

«Он предал меня. Я изобрел «По-сырому», я тренировал его и... он думает, что может сделать это лучше чем я».

 

 

Естественно, гордыня и жажда власти погубила карьеру Билла Александра, а все его слова о том, что он изобрел данный метод является не чем иным, как ложь. Техника была известна таким мэтрам искусства, как Диего Веласкесу, Караваджо, Поль Сезанну, Клоду Моне и многим другим.

Энтузиазм никогда не покидал молодого Росса, и когда на работе случался кратковременный перерыв, мужчина принимался оттачивать свою быструю технику рисования. В одной из своих передач под названием «Радость живописи» (The Joy of Painting), Боб признается:

«Я провел половину своей жизни в армии, а когда приходил домой, снимал свою маленькую солдатскую шляпу и надевал свою шляпу художника».

 

 

Достигнув определенных успехов в умении Александра, Боб Росс начал продавать свои картины Аляске. Прошло двадцать лет службы в ВВС. Зарплата художника превышала зарплату военного и в 1981 году Росс уходит из Военно-воздушных сил в звании старшего сержанта. Своим сослуживцам он запомнился волевым человеком, строгим и хладнокровным. В одной из своих передач, транслировавшихся на канале PBS, Боб скажет:

«Я был парнем, который заставляет вас мыть уборную, парнем, который заставляет вас заправлять постель, парнем, который кричит на вас за опоздание на работу».

 

 

Уходя со службы, будущий художник поклялся, что больше никогда не станет ни на кого повышать голос. И обещание было сдержано. За все 381 серию своей передачи, Боб ни разу не понизил тональность диалога со зрителем. Его голос влиял на публику успокаивающе, а выпуски были наравне с медитативными. Как-то к живописцу даже пришло письмо о том, что его голос действует усыпляюще на слушателя и под его учения приятно засыпать.

В Бобе Россе сочетались два человека. Один служил сержантом на базе ВВС Эйлсон на Аляске, а второй был дружелюбным подростком, который заботился о животных. Отец с матерью, а затем и жена, неоднократно замечали, как мужчина ухаживает за ранеными броненосцами, аллигаторами или белками, что встречались чаще всего на его заднем дворе. Вторая личность в конечном итоге пересилила, и зрители получили улыбчивого кудрявого любителя деревьев. Действительно, в его картинах вы вряд ли найдете хоть одного человека. Лишь раз художник увековечил тень гобоиста. По очертаниям становится ясно, что персонаж прислонился к стволу дерева и греется у костра.

 

 

Большое внимание Росс сосредотачивал на деревьях, бревенчатых хижинах, облаках и горах. Последние чаще всего мелькали на его холстах. Объясняется это тем, что Боба покорили заснеженные возвышенности, пока он пребывал на Аляске. Его поражало их величие. А также его манили огромные сосны и отталкивали пальмы. Судя по всему, они ему попросту надоели. В 2014 году блог «FiveThirtyEiqht» проанализировал большинство работ художника. Все пришли к выводу, что его «Маленькие счастливые деревья» встречаются в 91% случаев. К слову о счастье. Один из фанатов художника прислал письмо. В нем говорилось, что все детали на его картинах кажутся счастливыми. На это Росс ответил:

«Так и есть. Вот почему я рисую. Потому что могу создать такой мир, какой хочу, могу сделать этот мир счастливым, как я хочу. Если желаете плохого — стреляйте, смотрите новости».

 

 

Приступая к работе, он всегда использовал слегка отшлифованную палитру, чтобы свет от ламп и прожекторов в студии не отражался на инструменте. В палитре присутствовало ограниченное количество оттенков. Во-первых, из-за того, что уроки Роберта ориентировались на начинающих художников. Выделение мелких деталей другими тонами требует терпения и смирения, не все новички обладают такими качествами. Во-вторых, смена цветов и их смешивание увеличивало бы время создание картины, а хронометраж у программы был ограничен. В-третьих, ограниченное число цветов не требовало больших вложений и так в дорогостоящее оборудование. В большинстве эпизодов «Радость живописи», Росс использовал небольшие малярные шпатели, плоские маленькие и большие кисти. Размеры их варьировались от одного — двух дюймов до десяти. Что в начале, что и в конце программы, он обожал сушить инструмент. Художник обмакивал ее в растворитель без запаха и затем отбивал о мусорную корзину или о ножку мольберта. При этом Боб смеялся и повторял:

«Вот теперь мы выбили из нее Дьявола».

 

 

Многие частенько ругают этого популяризатора техники быстрой живописи. Сравнивают его с художниками на проспектах, улицах Арбата. Говорят, что у него есть талант, но он не смог правильно им воспользоваться. Его мазки грубы, а полутона можно было сделать чуть мягче. Роберт Норманн Росс, может быть, и создавал вкусовщину, но на первый план следовало бы отнести то, что этот человек никогда не претендовал на мастера пейзажа. Он по большей части стремился пробудить в зрителях интерес к искусству. Жажду создания одухотворенного через элементарные действия. Его посыл был в мотивации начинающих художников. Чтобы люди загорелись желанием взять в руки кисточки и краски и принялись творить. Чтобы морально их душа могла расслабиться, отдохнуть от городской суеты и тревог во время работы. Именно за пробуждение художественных порывов и добродушный диалог со зрителем, следовало бы отдать должное обаятельному пейзажисту. Ведь только благодаря мотивации и простоте может родиться гениальная вещь.

 


Автор: Кирилл Пелевин-Тихомиров