В октябре, 28 и 29 числа, российское handmade сообщество в очередной раз соберется на Artflection, самой популярной российской ярмарке рукоделия. Множество мастеров порадуют посетителей этой выставки своими невероятными работами.

Среди представленных изделий будут и довольно простые, милые вещицы, и сложные художественные произведения, над которыми авторы трудились не один день. Artifex приоткроет завесу в мир стекольного творчества и расскажет о трех мастерах этого волшебного искусства.

 
Московская семейная мастерская Like`a Glass Украшения из стекла славится своими удивительными изделиями. Её основатель Вера Попова ответила на вопросы альманаха.

 

Artifex: Когда появилась ваша мастерская?

Я начала заниматься украшениями из стекла еще в институтских мастерских, во время обучения в Строгановке, и на момент создания собственного рабочего пространства уже была знакома с техническими вопросами производства. Поэтому собрать мастерскую было несложно. Главное было выбрать место и съездить на строительные рынки за материалами.

Artifex: Когда пришла идея открыть свою мастерскую?

Идея пришла, когда появились регулярные заказы. Бегать в мастерскую между парами или в обед стало недостаточно.

Artifex: А что представляла собой ваша первая работа?

Освоив работу за горелкой, сделала себе сережки. Ношу их и сейчас, уникальные штучки получились.

Artifex: Наверное, работать со стеклом очень сложно?

Сложность – понятие относительное. Основное — это практика. Много стекла приходится «перепортить», прежде чем появится технический навык.

Artifex: Бывают ли на производстве «несчастные случаи»?

«Несчастные случаи» со стеклом бывают. Это капризный материал в плане температурных режимов. Есть такая штука — коэффициент термического расширения. Он показывает, с какой скоростью остывает стекло. Если смешать стекла с разными КТР, то велика вероятность, что изделие треснет даже после обжига. Поэтому их вместе лучше просто не использовать.

Artifex: Сколько времени уходит на создание одного украшения?

По-разному. Процесс создания одной бусины в огне может занимать от 15 минут до полутора часов. Обжиг в муфельной печи длится несколько часов. Остывшие бусины, если это необходимо, чистятся или шлифуются. Длительность сборки, конечно, зависит от фасона. А если стекло покрывать медью, гальванить, то можно еще пару дней прибавить. Поэтому очень по-разному получается.

Artifex: Стеклодувное дело довольно вредно для здоровья. Какие меры предосторожности вы предпринимаете?

Стекольная мастерская не запускается без вытяжки. Она как большой пылесос, и убирает жар пламени, утягивает пыль. Без нее работать жарко и душно. Если работаю с эмалями или серебром, то надеваю респираторную маску. Иначе эмаль попадает в легкие, а из легких она не выводится. На столе стоят емкости с водой, чтобы «тушить» в них ненужные горячие стекла, а под столом есть огнетушитель, но он «скучает». Обычно рядом есть средства от ожогов, которые иногда бывают нужны. Но главный «рецепт» от ожогов — не отвлекаться.

Artifex: На какого покупателя рассчитаны ваши украшения?

У нас большой и разный ассортимент. На маркетах мы обычно представляем четыре-пять серий изделий, поэтому покупатели разные. Внимательность и смелость — здорово, когда эти качества есть у покупателя.

 
Вторая мастерская — DriftLand Jewelry - Авторские украшения. Петербургский дуэт DriftLand, Котова Екатерина и Лада Тазетдинова, создают авторские изделия из бронзы и стекла. Тематика их работ разнообразна, но все-таки чаще всего встречаются морские мотивы.

 

Artifex: Расскажите немного о вашей мастерской, когда она появилась?

Официальной датой основания бренда DriftLand мы считаем солнечный и очень женский день — 8 марта 2016 года.

Artifex: А откуда такая любовь к морю?

Конечно, нас очень вдохновляют путешествия, моря, исследования и приключения. Но всегда должно быть место, куда возвращаешься. Поэтому мы создаем миниатюрные уютные домики, где путешественников ждут и всегда им рады.

Artifex: Как возникла идея первой работы?

Кстати, идея первой работы пришла именно тогда, когда мы возвращались из очередного путешествия. Первые наброски маяков мы сделали прямо в поезде Москва-Петербург, и как только приехали домой - взялись за работу. Самый первый маяк стал символом и флагманом нашего бренда. Сейчас вы можете видеть его на нашей аватарке в социальные сетях и на визитной карточке. ☺

Artifex: Возникают ли сложности при изготовлении украшений?

Когда работа интересная, то сложностей не замечаешь. ☺ Весь процесс превращается в азартное соревнование. Ты снова и снова пытаешься покорить то, что не давалось раньше. Помню первый день за горелкой — сложно было даже вытянуть стринг для последующей работы. А первая выдувная бусина? Оставили все легкие внутри этих разноцветных шариков. ☺ Но тем интереснее! Смешение красок, усложнение фактуры, возникновение новых идей — все это так ярко живет в тебе, что не можешь уже дождаться момента, когда снова сядешь за горелку и будешь воплощать все то, что возникло в твоем воображении.

Artifex: При работе со стеклом в нем могут появиться трещины. Как избежать брака?

Универсального совета нет. Обращайте внимание на описание и температуру плавления, а главное – пробуйте. Что же касается стекла, то нужно подбирать совместимые виды.

Artifex: Как долго вы работаете над одним украшением?

Все зависит от его сложности и размера. В среднем уходит от трех дней до недели. Каждое изделие уникально и неповторимо, оно сделано в единственном экземпляре с большой любовью и сердечной теплотой. Мы очень хотим, чтобы в наших работах ощущались порывы ветра и тепло солнечных лучей, шелест травы и соленая песня волн. Чтобы при взгляде на них вспоминалось послевкусие от хорошей книги, чудесного путешествия или счастливого сна. Иногда задумаешь что-то вполне определенное и понимаешь, что работа займет четыре часа. Но стоит взять в руки материал и начать работать, как в голову приходят новые образы, свежие идеи, желание экспериментировать. И тогда уже не придерживаешься плана, а просто творишь. Конечно, процесс затягивается, но зато вместо одного изделия может появиться новая коллекция ☺

Artifex: Делаются ли эскизы или узор рождается в процессе создания?

И то, и другое. Наброски чаще всего делаем в дороге или во время путешествий. Но это совсем не исключает экспромта. ☺ Во время работы всегда что-то добавляешь или убираешь, каждый раз получается что-то уникальное и особенное.

Artifex: Наверно, совмещать твердую бронзу и хрупкое стекло очень сложно?

Тяжело только выбрать стекло, которое будешь совмещать☺ Мне кажется, что это очень мучительно для каждого мастера. Настроение изделия меняется, как погода в море. Хочется и нежного розового, и дерзкого красного, и солнечного желтого или сочного зеленого. Иногда заготовки лежат неделями, ожидая своего будущего компаньона. Но когда все соединяется, сомнений не остается — только этот цвет в чувственные объятия металла!

Artifex: Не секрет, что выдувание стекла далеко не полезно для здоровья. Какими мерами предосторожности вы пользуетесь?

Пьем молоко. ☺

Artifex: Какой посыл вы вкладываете в ваши украшения?

Украшения DriftLand Jewelry - о песнях моря и ветра, дыхании дождя и танце снега, музыке любви и странствий. А главное – о мечтах, приключениях и сказках, вплетающихся в обычную жизнь. Наша аудитория – это люди, которые видят и любят окружающий их мир. Это те, кто готовы отправиться вместе с нами в удивительное путешествие по дрейфующим островам фантазий, чувств и воспоминаний.

 
И последняя по счету, но не по значимости, мастерская — M.E_glass_studio Cувениры/Украшения/Декор, в которой творит Маргарита Ефремова. Мастер работает в витражной технике, создавая яркие образы, наполненные искренними чувствами.

 

Artifex: С чего начался ваш творческий путь?

Я окончила художественную академию (МГХПА им. С.Г. Строганова), училась на кафедре художественной обработки стекла. Уже при поступлении знала, что пойду на факультет прикладного искусства, где есть возможность создавать свои проекты руками, работать с материалом. Варианта было три - металл, керамика и стекло. Не сказать, что я досконально изучала каждую кафедру, мой выбор можно расценивать как интуитивный. Но шестое чувство не подвело: я полюбила стекло окончательно и бесповоротно. Ближе всего мне оказался витраж. Так что знакомство со стеклом у меня произошло шесть лет назад, и вопроса о том, чем заниматься после окончания академии, не возникло. Мастерская появилась в преддверии Нового года, я просто захотела сделать сувениры в подарок.

Artifex: Каким было первое изделие?

Мне сложно сказать, какая работа была первой. Я комплексно разработала коллекцию ангелов, которые пользуются сейчас огромным успехом. Первой разработкой стали ангелы с сердечками. Их было трое, и они до сих пор остаются в линейке, которую я выпускаю.

Artifex: Расскажите подробнее о вашей технике работы. Представляет ли она какую-то опасность, или это вполне безобидное для здоровья занятие?

В витражной технике каждый кусочек стекла вырезается отдельно из больших цветных листов. Потом эти фрагменты шлифуются на станке, оборачиваются специальной лентой и паяются. На этой стадии я обязательно работаю в перчатках - это одна из главных мер предосторожности. Некоторые мастера вообще не снимают перчаток во время работы, но я так не могу, потому что не чувствую материал. Возможно, я чаще режусь, и у меня не получается жить с маникюром, но я режу, шлифую и оборачиваю все голыми руками. Еще вред организму могут нанести образующиеся при пайке испарения, поэтому надо работать с вытяжкой. Но у меня ее нет, и приходится активно проветривать помещение.

Artifex: Вам было о трудно освоить стекло?

Сложно сказать. Мои первые опыты были давно, еще в институте. Я начинала работу над проектом, когда уже была мастером-специалистом и отлично владела материалом. Из сложностей вспоминается случай на первом курсе: я взяла в руки стеклорез, просто провела линию - и не смогла отрезать, весь материал раскрошился. Тогда я чуть не заплакала и подумала: «Блин, я не смогу этим заниматься! Куда я вообще пришла, почему попала на эту кафедру?». Из-за того, что у меня не получилось с первого раза, я очень испугалась стекла, но взяла себя в руки и постепенно освоилась.

Artifex: Бывают ли на производстве «несчастные случаи»?

Самое ужасное, что со мной происходило, ― это порезы стеклом с необработанным краем. Один раз я обожглась паяльником, но это тоже было незначительно. На самом деле у тех, кто часто работает со стеклом, появляется какой-то волшебный иммунитет. ☺ Кто-то из моих знакомых может взять совершенно обычный необработанный кусок стекла со стола и тут же порезаться. А у меня, например, есть коробочка, в которой куча осколков, и я могу засунуть в нее руку, покопаться на самом дне, отыскать нужный кусочек - и не порезаться. Не раз уже замечала такое, это очень забавно. Но иногда что-то все-таки может пойти не так. При пайке витражей, если долго держать паяльник в одном месте, стекло может треснуть. Это брак и материал «на выброс». Чтобы избежать подобного, приходится работать быстрее и не задерживаться в одном месте.

Artifex: Как долго вы трудитесь над одним изделием?

Если это готовая разработанная идея - около двух часов. Если же совершенно новая работа, то сказать сложно. Иногда идея появляется сразу: ты что-то рисуешь в голове, переносишь на бумагу, потом воплощаешь в материале - и все это идеально совпадает. Но бывает, что образ из головы не удается перенести на бумагу, или в материале получается не очень хорошо. Так что по времени такая работа может занимать от двух часов до бесконечности.

Artifex: Вы создаете эскизы перед работой?

Обязательно! Я не работаю без них, потому что во время создания эскиза можно «включить голову» и что-то исправить, доработать, потому что это - не материал. В стекловыдувании возможно взять кусок и начать просто импровизировать, что-то убирать или добавлять. Витражная техника требует более холодного ума и подхода. Понятно, что есть какой-то эффект импровизации, когда я, например, выбираю стекла. Но все-таки без эскизов ничего бы не получилось.

Artifex: Кто ваш покупатель?

Моя целевая аудитория, конечно же, женщины, причем всех возрастов. Очень приятно смотреть, как маленькая девочка выбирает кошечку в подарок для своей подружки или пожилая женщина покупает ангелочка со словами: «Он так похож на моего мужа!» Однажды мне прислала сообщение девушка, которая заказывала ангелочка для своих родителей. В нем были слова благодарности и фраза: «Родителям все очень понравилось, особенно щечки». Меня очень тронул этот отзыв. ☺