Сегодня сложно кого-то удивить. От этого страдает искусство, а с недавних пор стала страдать и коммерция. Стрит-арт художник Андрей Бергер понял, как исправить сложившуюся ситуацию: надо создать организацию, которая займется взаимодействием художников и брендов. Тогда первые получат прибыль, а вторые – уникальный дизайн, позволяющий установить эмоциональную связь с потребителем и подчеркивающий их творческий характер.

И такую организацию он создал. Стрит-арт платформа FGA объединяет художников, которые хотят помочь брендам «коммуницировать через настоящее искусство, а не стилизацию, не вступая в сделку с совестью». Мы поговорили с Андреем и узнали много интересного о нем и его проекте.

 

Artifex: Как отличить стрит-арт искусство от вандализма?

Уличное искусство подразумевает под собой множество направлений. Тот же вандализм. Вандализм – это радикальное граффити, а граффити является частью стрит-арта, просто имеет характерные особенности. Уличное искусство – это, как правило, художественная деятельность в уличном пространстве. Она может быть легальной, полулегальной и нелегализованной. Вообще, это вопрос на многочасовую лекцию.

Artifex: Как вы определили, что хотите посвятить себя этому виду творчества?

Я занимался граффити в своем родном городе Барнаул. Это было моим хобби с 13 лет. Спустя какое-то время данное направление помогло мне понять, что мне нравится экспериментировать конкретно в поле изобразительного искусства. И я начал искать смежные направления: дизайн, архитектура, которые бы меня заинтересовали. Вот так это детское увлечение трансформировалось в полноценную профессию.

Artifex: Какие ваши работы повлияли на развитие российского уличного искусства?

Как-то нескромно говорить о том, что мои работы сильно на что-то повлияли. В целом, думаю, я внес некий вклад в общий фон. Это связано отчасти с тем, что я довольно давно перешел с букв на абстрактную графику в уличном пространстве. Это было не совсем обычно для России. Я не могу пока сказать, что мое персональное творчество сыграло большую роль в развитии уличного искусства, но какое-то влияние точно оказало…

Artifex: Как родилась идея создания открытой платформы FGA?

Все художники нуждаются в материальной базе для того, чтобы работать над персональными проектами. Помимо приобретения своего личного художественного опыта, они работают над проектами, которые помогают им «поддерживать штаны», иметь заработок. В СССР была определенная система, связанная с разными художественными союзами. Мы, конечно, живя в новое время свободы и капиталистического рынка, над этой системой подхихикиваем, но, тем не менее, тогда художники были более или менее уверены в завтрашнем дне. Сегодня эти возможности сомнительные. По сути, большинство художников – нищие. Особенно сложная ситуация складывается у уличных художников, которых не представляет никакая организация, никакой профсоюз…
Мы с моим хорошим другом и напарником решили создать организацию, которая представляла бы наши интересы, интересы художников «уличной волны». Так появилось First Graffiti Agency (FGA). Планировалось оно как агентство, которое будет представлять художников и защищать их интересы. Сегодня это многопрофильная платформа, включающая также образовательные и выставочные проекты.

Artifex: Кто может стать участником вашей команды? И на что может рассчитывать художник, представляя вашу организацию?

Чем больше художников со своими уникальными, неповторимыми навыками и подходами, тем больше возможностей у потенциальных заказчиков, обратившись в одну организацию, найти мастера, который максимально подходил бы для реализации их идеи.

Мы занимаемся взаимодействием художников и брендов. Они должны быть одинаково значимы друг для друга. Хорошо, когда работу выполняет не просто безымянный художник. Полноценная коллаборация - это, в первую очередь, работа бренда с конкретным автором и его стилем, позицией, видением. Ведь мы занимаемся не только коммерческой деятельностью. Организовываем выставки наших авторов, оказываем всестороннюю помощь в реализации личных творческих замыслов, поддерживаем нашу арт-резиденцию, школу для художников.

А вообще нет никакой «команды художников». У нас кураторский подход. Мы работаем потенциально со всеми художниками в мире, потому что под какой-то конкретный проект мы ищем наиболее подходящего исполнителя, русского или зарубежного. У нас есть возможности быстро найти нужного человека и предложить оптимальные и гармоничные пути его взаимодействия с брендом.

Artifex: Спасибо за интервью!