Москва, 90-е годы и школьник по имени Евгений Чес, который делал первые шаги в мире стрит-арта. Это было увлечение, подарившее нам художника. Ches рассказал Artifex о своём творчестве, поделился историями из жизни и напомнил нам о том, почему так важно экспериментировать и выходить за грани комфорта.

 
Artifex: Поговорим о начале твоего творческого пути. Почему именно стрит-арт? Что тебя вдохновило?

В детстве я любил рисовать в блокноте, перерисовывал всяких человечков, черепушки. Как-то раз знакомый увидел мой блокнот и спросил: «Прикольно, а ты граффити, что ли, рисуешь?» И тогда решил, что надо попробовать. Первые сюжеты про граффити я увидел на MTV, потом был взрыв хип-хоп объединения Da Boogie Crew. Для меня это был восторг! В развитии хип-хоп культуры тогда был сделан большой шаг, и, я думаю, это многим дало толчок.

Artifex: Ты помнишь свой первый проект в роли уличного художника?

Помню, конечно! Это был первый полноценный граффити рисунок, который я пошёл рисовать. Мы с другом специально ждали пяти утра, чтобы никого не было на улице. До этого были первые шаги. Пробовал на улицах писать простые слова, как-то раз нарисовал значок Da Boogie Crew. Но вообще, когда на дворе 90-е, для начала тебе надо понять, где купить краску.

 

 

Artifex: Когда ты только начинал рисовать граффити, думал ли о том, что станешь узнаваемой личностью? Или это было творчество ради творчества?

Изначально не думал, потому что это была больше тусовка. Я разделяю все эти понятия: граффити, галерейная деятельность, муралы, стрит-арт —это разные направления, объединённые тем, что я просто художник. По сути, граффити рисуют для других граффитчиков. Например, прохожий не обратит особого внимания на какой-либо тег, а если это будет человек этой субкультуры, который разбирается, он расшифрует все надписи и поймёт, кто из какой команды оставил тег. Поэтому для меня граффити всегда было и остаётся тусовкой.

 

Artifex: Как относились к такому увлечению родители? Они не были против, ведь обычно нам всем твердят о «серьёзных» профессиях?

Моя мама всегда говорила: «Что бы ты ни делал, главное, позвони и скажи, что всё в порядке». Помню, один раз она даже стояла на стрёме, пока я рисовал что-то. Я учился в техническом вузе, но в итоге всё равно занимаюсь любимым делом.

Artifex: В одном из интервью ты сказал: «Не нужно загонять себя в рамки какого-то определённого стиля, а лучше иметь свой узнаваемый почерк». И всё же, как бы ты определил своё творчество? Есть ли какая-то общая идея?

Каждый мой проект — разноплановый. Общей идеи, которая связывает всё, у меня нет. Я просто отношусь к тем людям, которые получают удовольствие от того, что они занимаются творчеством. Причём мне нравятся и процесс рисования, и организация культурных мероприятий. Например, от курирования выставок я получаю хорошую энергетическую отдачу. Лет пять назад, например, я привёз родоначальника граффити из Бронкса Cope2 и сделал ему пару мероприятий в Москве. Я вообще люблю общаться с иностранцами, делиться опытом. Это круто.

 

 

Artifex: Что для тебя важно во взаимодействии твоих работ со зрителями?

Для меня, как для артиста, который играет в театре, важен фидбэк от зрителя, какие-то эмоции. Например, когда на выставках участвует моя работа, люди подходят, смотрят, а я стою недалеко и наблюдаю, как они всматриваются в детали картины. И этот отклик важен для меня, он мотивирует, даёт толчок чему-то новому.

Artifex: Какое пространство тебе ближе: студия или улица?

Мне кажется, что главное постоянно менять обстановку, потому что так это будет меньше надоедать. Я люблю делать постоянно что-то непривычное, открывать новые места. Сегодня я в студии, а завтра встречусь с друзьями, порисую граффити. И в том, и в другом есть свой кайф.

 

Artifex: Были интересные, забавные ситуации, связанные с работой в людных местах?

Интересная история была, когда я привозил Наталью Рак (художника из Польши). Она рисовала купидона с револьверами, которые стреляют сердечками. Чего я только там не наслушался от людей, которые мимо проходили. Было много хейта. Мол, как можно ангела с пистолетами изображать? Хотя это просто купидончик, и он изначально был с оружием — с луком. Но в реалиях нашей жизни с одним луком уже не справишься. Чтобы подарить свою любовь миру, приходится использовать современные виды оружия. Были ситуации, когда я рисовал граффити, мимо проходили бабушки и говорили что-то приятное. Кстати, бабушкам многим нравится, потому что всё им кажется таким ярким и прикольным. У них сразу настроение поднимается. И ещё стандартная история: мимо идёт мужик и говорит: «Слушай, а бабу на гараже мне сможешь нарисовать?» Это слышал практически каждый, включая меня.

Artifex: Мы помним твои работы в технике целлограффити, выглядит это потрясающе! Как возникла идея создания таких полотен?

Началось всё с того, что я увидел, как два французских художника рисовали граффити шрифты в уличном пространстве. Я решил поместить граффити-шрифты в природный ландшафт. Это выглядело прикольно, как фотошоп. После этого проекта я поехал на форум «Селигер-2014». Вокруг был сосновый лес, и я решил нарисовать белочку, выложил её в интернет и получил большой отклик. Я подумал, что животные, нарисованные на плёнке, органично вписываются в пространство леса. Получается прикольно и интересно. Для меня это было два в одном: и занятие любимым делом, и возможность побыть ближе к природе, гуляя по лесу. Не было цели хайпануть на этом, я просто получал удовольствие.

 

Artifex: Мы знаем, что твои работы выставляются в галерее Soldout на Красном Октябре. Расскажи немного про неё. Что это за пространство?

Галерея открылась летом в 2019 году, и всё это время она сильно менялась. Фишка нашего места в том, что оно постоянно трансформируется. Soldout — это галерея, бар и магазин. У нас стоят большой стол, стулья, картины висят. Вечером приходят люди, хотят выпить коктейли и думают, что нет мест. Дело в том, что стол весь разрисованный и посетители думают, что это арт-объект. Но концепция этого пространства в том, что человек, пришедший туда, должен чувствовать себя как дома.

Artifex: А чем ты занимаешься сейчас, в режиме изоляции? Я вижу, у тебя капиллярная ручка в руках с начала нашего интервью.

Самоизоляция для меня не такой кошмар, потому что я рисую. Конечно, есть несколько проектов, которые буду реализовывать, когда всё закончится. Ещё рисую на компьютере и вообще много экспериментирую дома. Например, решил заняться коллажами, никогда этого не делал. Экспериментировать и выходить за грани комфорта — это важно для художника, да и для любого человека, чем бы он ни занимался. Это даёт толчок к развитию. Мне более-менее нравится, что получилось, хотя часто бываю недоволен своими работами.

Artifex: Когда вы в последний раз делали что-то в первый раз?

Коллажи! Больше ничего вспомнить и не могу из интересного (смеётся).

Artifex: Спасибо за интервью. Было очень приятно с тобой познакомиться и побеседовать. Надеюсь, скоро всё закончится, и вы будете радовать нас новыми работами, коллаборациями и проектами. Удачи тебе и успехов!
 


Автор: Залина Акаева