Утончённый реализм, изящная графика, десятки тысяч параллельных коротких штрихов. Этого человека называют «художником зимы», «романтиком Имеретии», «блистательным мастером тишины». На всех его выставках рядом с картинами висит табличка с надписью «не продаётся». Заслуженный художник Грузии, почётный академик Российской Академии Художеств Гурам Николаевич Доленджашвили умеет создавать снег не хуже, чем матушка-природа.

Невесомые карандашные полоски покрывают бумагу, словно тончайший шёлковый шарф. Игра света и тени, бликов и объёма бросает вызов даже самому избалованному глазу. На картинах художника пушистый снег словно флиртует с лёгкими облаками, а нежные сумерки будто заботливо присматривают за ними. Кажется, что протянешь руку, и пальцы обожжёт приятный холод. Но обожжёт ласково.

Почему художник так любит именно снег? Прелюдия к этой истории любви произошла много-много лет назад в самолёте.

«Когда я летел в самолёте на Север […], увидел, как свет смыкается с тьмой, день — с полярной ночью. Там передо мной предстали настоящие снега, и мне захотелось делать большие листы, где было бы много снега и неба», – рассказал Гурам Николаевич.

 

Художник родился в Западной Грузии в 1943 году. Своему родному краю – Имеретии – он посвятил целый цикл картин. Кстати, на одной из выставок некий миллионер хотел купить серию «Имеретинская зима» за любые деньги, но получил твёрдый отказ.

«В Имеретии снег – редкость. Я люблю смотреть на него, снег очищает и успокаивает», – признаётся автор.

А ещё он очень любит рисовать под классическую музыку. Критики называют его картины «снежной рапсодией». У Гурама даже есть «музыкальная мечта» – написать произведение к «Ночной серенаде» Шуберта.

Рисует «мэтр графики» с раннего возраста. Ещё в детском саду мальчику дали карандаш и альбом, и больше он с не расставался с этими предметами. Впрочем, в юности пробовал писать маслом, но понял, что душа лежит к карандашу. Серая гамма богата самыми разнообразными оттенками и тонами. Нужно лишь всё время находиться в напряжении, чтобы не потерять нужное соотношение света и тени.

«Одна картина создается месяцы каждодневным многочасовым аскетическим трудом; карандаш выполняет десятки тысяч коротких параллельных штрихов, свободно петляющих беспрерывных линий, всё это время Мастер не позволяет руке «упасть», грубо прикоснуться к бумаге, особенно это касается заключительного процесса лессировки, выполняемого нежнейшим прикосновением карандаша», – комментирует Раиса Нестеренко, искусствовед – эксперт.

Но вам наверняка интересно узнать о процессе работы из первоисточника. В одном из интервью Гурам Николаевич рассказал о том, как творит своё волшебство.

«Я работаю простым карандашом или ручкой с простыми тонкими (0,3-0,5) грифелями. Вначале намечаю композицию, потом быстро делаю подмалевок короткими параллельными штрихами, обозначая формы предметов и деталей. На этом этапе можно использовать ластик, чтобы что-то исправить. Затем следует длительный и трудоёмкий процесс лессировки, которая выполняется тонкой непрерывной петляющей линией. Здесь уже ластик нежелателен: в изображении может потеряться прозрачность воздуха или света. Нельзя коснуться рукой карандашного рисунка, чтобы его не смазать, поэтому, пока работаю, кисть руки держу на весу. В среднем на одну картину уходит два с половиной месяца ежедневного десятичасового труда. Сложность в другом: методом нежнейшей лессировки передать жизнь света, энергии в пространстве, создать такую пластическую непрерывность пространства, которая превращает карандашный рисунок в картину. Линия, черта разделяют, графика несет идею обособленности. А живописная картина связана с идеей непрерывности, так как мы имеем дело с перетекающими друг в друга световыми потоками».

Немногословность и строгость, душевный покой и гармония – картины графика изумляют и дарят блаженство одновременно. Но какое терпение и какую любовь нужно иметь, чтобы создавать такие произведения! У художника нет чёткого графика работы, он может рисовать по 16–18 часов в сутки! Иногда он годами пишет одну картину. Сейчас Гураму Николаевичу 72 года.

Интересно, что работает мастер в уникальной технике, которая называется тонально-живописной. Большинство его коллег же пользуются линейно-штриховой. Искусствоведы отмечают, что в графике Доленджашвили чувствуются цвет и музыка. У художника, конечно же, есть не только зимние работы. На его сайте представлено огромное количество картин на разнообразные темы. И, кстати, на сайте есть даже специальный раздел, посвящённый музе творца – Гале. Кроме всего прочего, Гурам Николаевич делает оригинальные портреты на заказ.

 

Снежные произведения – то, что нужно для создания Новогоднего настроения и ощущения волшебства. На календаре сейчас те самые праздничные дни, когда так хочется чуда. Одно из них мы подарили вам, показав произведения потрясающего художника.