Вы верите в теорию шести рукопожатий? Я стала менее скептически относиться к этой странной штуке после того, как проверила ее опытным путем. На герое этого интервью.

Юра Омельченко – создатель проекта «ARTпатруль». Впервые мы пересеклись на выставке Михаила Шемякина «Метафизическая мастерская», у нас оказалась общая хорошая знакомая. Я к тому времени давно следила за тем, что делает этот парень, и думала, как будет здорово пообщаться с ним лично. Второй раз мы встретились уже на съемке его 19 выпуска с Михаилом Шемякиным. А во время третьей встречи состоялось это интервью.

11 января проекту Юры Омельченко исполнился ровно год. О том, как создавался «ARTпатруль», о выпуске с Шемякиным и современном искусстве мы и поговорили в один из зимних вечеров.

 
Artifex: Поздравляю тебя с уже прошедшим Днем рождения проекта! Первый год прошел достойно, а дальше - больше! Расскажи, когда ты решил, что пора снимать блог об искусстве?

Этот проект напрямую связан с созданием Omelchenko gallery, которой уже три года. Идея пришла ко мне в октябре прошлого года после открытия выставки Такаши Мураками «Будет ласковый дождь» в «Гараже». На тот момент галерее было два с половиной года, и на протяжении этого времени нашу семью, и меня в частности, приглашали на мероприятия и в разные уникальные пространства и мастерские художников. Непосредственно у нас каждые две-три недели тоже проходили открытия. Я понимал, что искусство – очень интересный мир, но о нем мало кто знает. И меня “щелкнуло”: я решил, что об искусстве можно и нужно рассказывать обычным молодым ребятам, которые далеки от него, но которым оно может быть интересно.

Эта мысль пришла ко мне на вечеринке после открытия выставки Мураками, на которой присутствовал сам художник и основатели музея «Гараж». Я тогда подумал, как было бы круто, если этот момент я смог бы снять на камеру и показать людям, насколько эта тусовка - «про искусство». Поехал к знакомому, обсудил с ним идею, и он активно ее поддержал. На следующий день «Гараж» пригласил блогеров на закрытую выставку. Мы приехали туда - и появился первый выпуск проекта «ARTпатруль» про Такаши Мураками.

 

 

Artifex: Это был самый сложный выпуск? Он ведь был самым первым...

На данный момент вышло уже 19 выпусков, и все они очень сложные. Для меня это колоссальный труд. Искусство – очень интересная сфера, в которой нужно разбираться. Опять же, у нас есть галерея. И то, что я снимаю, может отразиться на ее репутации. В первую очередь, моя задача – показать нечто реально интересное, что может зацепить молодежь. Я стараюсь контролировать каждый выпуск. Не монтирую сам, но! Монтаж каждого выпуска отслеживал сам буквально по минутам. Процесс создания одного выпуска безумно тяжелый. Сначала только я выбираю мероприятие, которое буду снимать. Сейчас меня уже чаще приглашают, но мне нужно понимать, что из предложенного – да, а что – нет. И если да, то за сколько и почему.

Artifex: А если нет, то почему?

Я стараюсь выбирать выпуски, которые реально относятся именно к арту, а не самодеятельности. Это касается и галереи. Можно выставлять определенных художников, а можно - всех подряд… Нужно быть аккуратным. Я хочу, чтобы мой контент соответствовал уровню признанного современного искусства. Сейчас я стараюсь делать так, чтобы меня смотрела разная аудитория, начиная от ребят в дальних регионах страны, заканчивая людьми, очень авторитетными в мире искусства. Они тоже делают свои выводы обо мне и семейном деле. Поэтому я стараюсь делать что-то смешное, интересное и при этом полезное одновременно. Если вернуться к вопросу о создании ролика, то вначале мне было очень тяжело. Я не спал ночами, работал, но не понимал, зачем и для кого я это делаю. Ведь сфера очень узкая. Если человек никогда не интересовался современным искусством, то почему вдруг он должен смотреть меня? Я пытаюсь разрушить эти границы. Знаю, что через свою подачу смогу сначала приучить человека к себе, а потом уже - к искусству. Но я не могу сделать так, чтобы люди полюбили искусство. Я хочу, чтобы они начали им интересоваться. Это абсолютно разные вещи.

 

 

Artifex: Разве любовь к искусству не предполагает интереса к нему? В чем разница?

Интерес к искусству вызван тем, что люди хотят узнавать что-то новое в этой сфере и выбирают определенные направления и художников. Невозможно заставить человека любить. Тем более - любить искусство. А вот вызвать интерес, объяснить, почему это интересно, можно. Посмотри мои выпуски – все они из разных мест, про разных людей. И я знаю, что именно через проект люди поймут искусство и художников. Когда я сделал выпуск с Аrtmossphere, люди посмотрели и захотели познакомиться ближе с уличным искусством. И так происходит постоянно. Ребята из Магадана писали мне, что они даже представить себе не могли, что в Москве есть такие уникальные места. Это когда у меня вышел пятый выпуск «ARTпатруля» из мастерской русского художника Анатолия Брусиловского. А место ведь и правда уникальное, там весь альманах 70-80-ых годов собирался. Высоцкий пел свои песни. Советую посмотреть.

Я постоянно придумываю интерактив, важно, чтобы зрители не просто посмотрели выпуск, но и дошли до этой выставки сами после просмотра! В каждом выпуске я разыгрывать билеты, каталоги художников, даже искусство. Все разыгрывают телефоны, планшеты, а я - билеты! (смеется) Не потому что это дешевле, потому что это интереснее и полезнее.

Artifex: Музеи с удовольствием идут на сотрудничество?

Очень приятно, что они готовы помогать, хотя иногда попадаются и камни преткновения. Но всегда можно договориться. Мой блог музеи уважают.

С Выставки BANKSY, которая прошла в ЦДХ, я разыгрывал фирменные майки, высококачественные, с надписью Banksy. Организаторы сами связались со мной и предложили это сделать. Я согласился - и отдача была отличной. Я уже разыгрывал билеты на «Артпятницу» вместе с ярмаркой современного искусства Cosmoscow. И у нас среди 400 участников выиграли ребята из Омска. Я разыгрывал билеты на Джима Дайна в МАММ. У меня вышел 16 выпуск с Ольгой Львовной Свибловой. С MMOMA и Artmossphere мы разыгрывали билеты на выставку Шепарда Фейри. С Иваном Вырыпаевым - билеты на премьеру его спектакля «Иранская конференция», который прошёл в Москве в середине декабря. Все это можно увидеть в моем Instagram. Это здорово, людям нравится такая движуха, всегда много участников, я остаюсь доволен.

 

 

Artifex: Это и правда здорово, учитывая, что молодые ребята очень любят активность в социальных сетях. Тем более, если это полезно. Но ты мне так и не сказал про разницу между любовью к искусству и интересом к нему...

Сначала, чтобы появилась любовь к искусству, должен появиться интерес.

Artifex: Вот! Я тебе про это и говорила!

Да! Просто понимаешь, когда человек уже заинтересован искусством, он не может любить его все. Он может любить определенных авторов. Самое главное - искусство не должно вызывать чувство красоты и восхищения. Оно не должно оставлять тебя равнодушным и может вызывать абсолютный негатив. Ты можешь даже плюнуть в картину. Но если ты это сделал, то художник может считать, что у него все получилось.

 

 

Artifex: Как это работает?

Ты не прошел мимо. Если ты плюнул в эту картину, значит, она уже отложилась у тебя в памяти.

Artifex: Меня смущает твоя фраза о том, что искусство не должно вызывать чувство прекрасного. Что тогда делать с классическим искусством?

Классическое - может. А мы говорим только про современное. Классическое искусство про то, как раньше все делали только ради восхищения. Сейчас другое время. Поэтому нет художников, которые пишут в классическом, академическом стиле. Они не хотят повторяться.

 

 

Artifex: А в современном искусстве риск повторить кого-то разве отсутствует?

Конечно, он есть. Плагиата очень много. Много что испробовано. Помнишь фильм «1+1», где герой говорит: «У чувака кровь из носа пошла - и это стоит 30 000?!» В конце фильма он сам начал рисовать, и его картина продается. Почему? Потому что у героя, за которым он ухаживал, были связи и авторитет!

Artifex: Он сказал, что это дебютант, и скоро его картина будет выставляться в очень престижной галерее, поэтому будет стоить в разы дороже. Отсюда вопрос: неужели арт-сфера сегодня о том, что можно продать даже кровь из носа на белом фоне, если просто придумать к этому красивую историю?

Конечно, история! В первую очередь!

Artifex: Как же тогда отличить качественное искусство, если дорого продаются те картины, которым полагается стоить дорого из-за имени художника?

Если картина стоит дорого, это значит, что художник прошел определенные этапы. О нем много написано, его историю можно изучить. Дело не только в таланте. Если в него поверила галерея, его работы покупались на аукционах, то это увеличивает цену на картину. Если галерея везет художника на ярмарку и продает его картину за 15 000 долларов, то она уже нигде не будет стоить дешевле. Здесь нужно понимать, какую цель преследует человек при покупке работы. Это инвестиция или просто просто приобретение предмета интерьера.

 

 

Artifex: Вернемся к разговору о «плевке в картину». Ты думаешь, об искусстве можно судить категорией «нравится или не нравится»?

Для того я и создал «ARTпатруль», чтобы массы привести в музеи через свой канал. Пусть люди делают выводы об искусстве и оценивают его, но сначала узнают хоть немного о предмете разговора. Часто можно услышать от тех, кто никогда даже не был в музее современного искусства, что им оно не нравится.

Artifex: Как подавать мальчишкам и девчонкам информацию об искусстве так, чтобы, как ты говоришь, толпами приводить их в музеи?

Мне кажется, что тут я делаю все правильно. Я подаю информацию по-своему. В своих видео я такой, какой есть на самом деле. Если твоя аудитория молодая, нужно подавать ей материал просто. Почему я выбираю яркие моменты и события? Потому что это понятно. Очень трудно привести массы из дальних регионов России. Там мало что открывается. Есть хорошие музеи, открываются центры современного искусства, но этого мало. Хотя не так давно меня в социальной сети отметила девочка из Новосибирска и написала: «Спасибо Ольге Свибловой и Юре Омельченко за то, что рассказали про выставку Джима Дайна». То есть она в Новосибирске посмотрела мой выпуск, приехала в Москву и пошла на выставку. И это круто! Недавно разыграли более 20 билетов на «Иранскую конференцию» Вырыпаева. Больше всего поразила 15-летняя девочка из Тюмени. Спектакль был ее мечтой, и она ради этого прилетела в Москву. Родители оплатили ей билеты на самолёт. В такие моменты я понимаю, что все делаю не зря.

Artifex: Тебя можно назвать блогером?

Очень часто меня об этом спрашивают. Можно. Наверное. Но я себя им не считаю. Да, я блогер, потому что свое дело выкладываю на YouTube. Но мне кажется, моя идея выходит за пределы обычного блога. Я думаю о том, что снять и как сделать этот качественно. Это трудно, ведь каждый день во всем мире и в Москве в частности что-то открывается. На все попасть невозможно. Но так здорово показывать людям то, что им недоступно, что они не могут сами посмотреть.

Artifex: Как сделать блог о современном искусстве популярным?

Проблема в том, что если бы я знал как, то у меня было бы 100 000 подписчиков. Сейчас, к сожалению, их не так много.

Artifex: А сейчас типичный журналистский вопрос: сколько?

Пять тысяч. Но каналу нет и года. Хотя в арт-мире меня знают и узнают. Был такой случай: я снимал восьмой выпуск во «Флаконе», ко мне подошел парень и говорит: «Это же ты!» У него в руках был планшет, а там - моя фотка. Оказалось, что он уже полгода смотрел мой канал и поэтому начал ходить на выставки. И с каждым выпуском такое происходит все чаще. Люди подходят и благодарят. Обратная связь – самое приятное. Тогда я понимаю, что все делаю не зря. Опять же, как это сделать более популярным – рекламировать. Все это - стандартные механизмы. Меня здорово рекламируют институции, оттуда ко мне приходят люди, которые реально заинтересованы в моем контенте. В социальных сетях я стараюсь рассказывать о своей реальной жизни и о том, куда иду и что готовлю. Я не претендую на звание профессора в области искусства. У меня по сравнению с настоящими искусствоведами, конечно, не такие знания. Я недавно этим занимаюсь. Просто так получилось три года назад, когда мы открыли галерею, что вся семья в это втянулась. Два с половиной года назад я закрыл юридическую фирму и не знал, что сил хватит для того, чтобы дойти до того этапа, на котором нахожусь сейчас. И пока я только ищу те механизмы, которые позволят сегодня расти каналу быстрее.

Artifex: Для этого чаще всего нужны коллаборации с другими блогерами. Но вот с кем...

Честно говоря, я только сейчас начинаю знакомиться с YouTube. Мне нужно понимать, что вообще здесь творится. Важно ко всему подходить с позиции качества. Поэтому нужно найти тех, кому будет интересно сделать интервью или коллаборацию со мной так, чтобы их аудитория заинтересовалась моим проектом.

 

 

Artifex: Тут встает вопрос о конкуренции. Искусство - сфера очень узкая, игроков здесь мало. И может произойти такое, что подписчиков просто станет жалко фактически делить с кем-то другим. Как быть в такой ситуации?

Отнестись с понимаем. Представь себе канал про то же, о чем говорю я, или про близкое мне, с большой аудитория. Мы договариваемся сделать коллаборацию. Если говорить об искусстве, то могу сказать тебе честно – мне нечего делить. Но мне будет важно проявить себя в этом сотрудничество таким, какой я есть в своем проекте. Чтобы аудитория пришла ко мне, увидев именно мою подачу. Не всегда это удается. Что-то, видимо, пугает тех, с кем мы сотрудничаем. Возможно, это жадность в плане аудитории. Надо учитывать интересы всех сторон. Если невозможно меня смотреть и хочется заснуть во время видео, где я не проявился полностью, на меня никто не подпишется. А в это уже вложено много времени и сил. Зачем? Цель любого сотрудничества – полноценно помочь каналам. Когда этого не происходит, выглядит очень странно и отражает ту самую ситуацию с острым чувством конкуренции, о котором мы говорим. Но смысл? Тут действует только формула «моя аудитория = ваша аудитория, ваша аудитория = моя аудитория» - и никак иначе.

Artifex: Хочу вернуться к той части нашего разговора, где ты говорил, что даешь людям возможность буквально подсматривать за событиями, происходящими в мировой арт-сфере. Ты можешь сказать, в чем ее принципиальное отличие от российского искусства?

Это тема, на которую можно много рассуждать. Нужно понимать, что новой России всего 27 лет. Не так давно существовал «железный занавес», который падал медленно, а советские люди долгое время не выезжали за пределы страны и не видели, что там происходит. А еще были гонения на художников. Поэтому у нас не принято, что искусство должно «висеть» в доме. На Западе это есть. Даже если у человека средний достаток, в доме все равно висят картины-репродукции. У нас же висят ковры! (смеется) В России коллекционеров можно пересчитать по пальцам увенчанной руки. Наши люди, у которых есть деньги, вкладывают их в другие вещи – в «гелики», например (улыбается). И только, когда все «гелики» выкуплены и не осталось ничего, что не было бы куплено, деньги начинают вкладываться в искусство. Все зависит от уровня жизни.

Например, в России средний ценник на картину художника составляет 3000-5000 евро. Те же турки никогда не купят картину менее, чем за 5 000 евро. Им странно! Они знают цену хорошему искусству! А у нас все наоборот. Для наших людей это большие деньги, и зачем их тратить на картину? На Западе это рассматривается как инвестиция. Там вкладывают в перспективного художника, зная, что потом его картины вырастут в цене.

К тому же, например, в Китае происходит бурный расцвет современного искусства. Там за пять-шесть лет открылось более 200 музеев этого направления. А в том же Сочи, на Роза Хуторе, открыли филиал «Флакона». Но туда надо еще забраться! Там огромное пространство, но выставка занимает всего 50 квадратов, а все остальное - фаст-фуд. А в городе ничего нет, даже у крутого олимпийского парка. Очень грустно, что российские художники на Западе не нужны. У них есть свои. Зачем тогда вкладывать в русских? Ну, и то, что происходит в мире, тоже нехорошо отражается. Зачем покупать российского художника, если завтра вдруг страна «закроется»? Но ведь факт, что наши художники очень талантливые. Думаю, рано или поздно ситуация с закрытостью и медленным темпом развития нашего искусства изменится. Посмотрим, что будет.

 

 

Artifex: Пока мы все смотрит твой выпуск с Михаилом Шемякиным. Я знаю, как это было, и уверена, что читателям тоже будет интересно узнать закулисье 18 выпуска твоего проекта...

Все произошло спонтанно, как часто и бывает в моих выпусках! Через пару дней после операции я отправился в ММОМА на «Метафизическую мастерскую» Шемякина, куда меня пригласила Маша Максимова. После выставки мы поехали на ужин в “Дом 12”, где меня представили художнику. Я рассказал ему о своем проекте и предложил снять видео. Он согласился, но проблема заключалась в том, что на следующий день Михаил должен был улететь. А через неделю мне утром позвонила Маша и сказала, что Шемякин ждет меня в 17:00 в гостинице «Метрополь». Мне еще было тяжело передвигаться (недавно была операция), но я решил, что надо поехать. Вскочил буквально с кровати. В итоге, несмотря на все трудности и приключения, выпуск получился более чем достойным.

Artifex: Желаем радовать не менее отличными работами своих зрителей и дальше. Спасибо за интервью!