Вспомнил я недавно докарантинную жизнь. В Новой Третьяковке вновь заработала выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор», которой так не повезло открыться за несколько недель до запрета массовых мероприятий. И хотя уже почти три месяца прошло с отмены самоизоляции, добраться до нее я смог лишь недавно.

 

 

Меня заинтересовала идея выставки – исследование пути развития русской сказки. Этот жанр народного творчества многими воспринимается очень уничижительно, хотя он теплый, душевный, все же по-детски простой. Но славянские сказки являются нашими мифами, как для греков их Троя и олимпийские Боги. Ими пропитана наша культура, на них воспитывались целые поколения людей, а образ Бабы Яги, Кощея, Медведя, Лешего давно стали архетипами. Мало внимания уделяется и обрядовости сказок, вроде наградных трех желаний за освобождение Золотой рыбки или «избушка повернись ко мне передом, к лесу задом», что отлично показывает трепетное отношение древних славян к непонятным силам природы, вызывающим страх и почитание. Почему же так мало используются эти тексты в современном русском искусстве? Или все же используются? Могут ли сказки сегодня вдохновить художников на их переосмысление?

С самого начала выставка старается погрузить посетителей в особую атмосферу. Казалось, только вы сложили рюкзак в ячейку и по просьбе охранника надели маску, поднялись на третий этаж, как из реального мира вас вырывают парящие под потолком марлевые гуси-лебеди. Их огромные причудливые тени покрывают почти весь широкий холл, и по едва пробивающемуся свету приборов создается впечатление, как будто стая птиц загораживает собою солнце. На выставку посетители входят через толстые деревянные двери, чуть ли не до потолка ростом, подобные воротам в русские терема. Из трех прямоугольных проемов между ставнями сразу же открывается вид на известную со школьных учебников картину «Витязь на распутье».

 

Она же является и драматургическим решением экспозиции. Прямо от полотна, как от былинного камня, ведут три дороги в три разных зала. Тематика каждого помещения посвящена одной из природных зон, часто фигурирующих в сказках – лес, водная стихия и подземный мир. Но если вход в первый и второй зал был свободным, то третью дорогу закрывали ленточные столбики. Сначала я подумал, налево пойдешь – в подводное царство попадешь, прямо пойдешь – в волшебный лес зайдешь, а в подземелье санобработка, но нет, в него ведут окольные тропинки из двух других залов. Видимо, причины такой меры были.

 

Каждое помещение представляет собой исследование развития образов сказочных персонажей, населяющих природную зону. Выставка охватывает широкий временной пласт, от картин Передвижников (Виктора Васнецова, Василия Поленова, Михаила Врубеля, Ивана Билибина), через советские экранизации и эскизы сценических костюмов к современной живописи, кинематографу и театральным воплощениям. Помимо описанных видов искусства здесь также представлены: скульптура, инсталляция, фотография, таксидермия, перформанс (пусть и в записи), даже аудиокниги.

Интересно понаблюдать, как живописные воплощения персонажей переходят в советские сказки, которые по сути не вносят особо ничего нового, лишь переводят их в новую плоскость, а затем уже в современность, и как уже сегодняшние художники переосмысливают мифы, стараясь приблизить их к нашему веку.

 

Отдельное внимание уделено оформлению зала. Если вступительный за счет деревянных проходов и светло-зеленых стен с белыми карнизами напоминает усадьбу, то следующие уже создают сказочную атмосферу. Декораторы создали целые театральные декорации с помощью плотной серой бумаги. Крутые волны в подводном царстве, обрубки скал – в подземелье, в лесу же – деревья. Локация волшебного леса показалась мне самой замечательной, ей бы я советовал заканчивать путешествие. Во многом потому что у него более выгодное строение. Если два прошлых крыла вытянуты в длину, и пройдя вперед, уже не видишь экспонаты сзади, то в лес располагается в куполообразном зале, где можно осмотреть все его величие поворотом головы.

 

 

Другая же причина работает на воображение. Если начать с подводного царства, а закончить лесом, символически получается проход через тьму к свету. Как будто, пообщавшись со всей магической нечистью, вы выходите на освещенную солнцем полянку с добрым, хотя и спящим, мишкой. Здесь же располагается один из самых знаковых живописных шедевров – картина Виктора Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке». Для меня она один из якорьков в детство. Помню, такая висела около печки в моем деревенском доме.

Смущает лишь то, что, стремясь создать три аутентичных пространства, создатели выставки не обеспечили картины отдельными световыми приборами, из-за чего часть смотрится блёкло, некоторые детали же вообще сложно различить. Общая театральность всех локаций вполне располагает к световому выделению для полотен. Хотя на общее впечатление описанное отражается мало. Сказка есть – и это главное!