Есть подозрение, что ИгроМир и Comic Con 2017 был не столько и не только про видео-игры, сколько про косплееров. Именно они привлекли к себе большую часть внимания пубертатной аудитории.

Косплей - это что, зачем и для кого?

Оговорюсь сразу, ранее с косплеем я вживую практически не сталкивался и темой интересовался опосредованно, а посему всё, что будет написано далее - это либо очень субъективное мнение, либо результат разговоров с самими косплеерами и посетителями ИгроМира и Comic Con 2017.


Начнём с основы. Всемогущий Google сообщает, что косплей пришёл в западную цивилизацию прямиком из Японии и означает, по сути, костюмированный отыгрыш того или иного персонажа. Вполне естественно, подумал я, что акцент делается именно на слове «костюмированный». Тут спорить бессмысленно, костюмы некоторых косплееров представляют собой настоящие произведения швейного и инженерного ремесла. Подчеркиваю - не творчества, а именно ремесла, так как создаёт дизайн костюма персонажа непосредственно автор героя, а не косплеер, который воплощает облик вымышленного создания, создавая вполне конкретный материальный объект из ткани, пластика или стали. Отсюда закономерный вопрос: а нужен ли сам косплеер, чтобы представлять созданный костюм?

Чем существенно косплеер отличается от манекена? Оба же демонстрируют наряд!
С этим вопросом я и обратился к косплеерам! Девять, из десяти опрошенных, с разной степенью уверенности ответили: «Ну… Мы умеем двигаться, а манекен - нет. Вот». Десятый же был в массивных доспехах и в каком-то дико громоздком шлеме, через который попросту ничего не слышно. Да ещё и оказался девушкой с очень тихим, пищащим голоском, так что её ответ навсегда останется для нас тайной.

Как бы то ни было, если единственным отличием косплеера от манекена является способность двигаться, то, наверное, всё-таки главное в косплее - это отыгрыш персонажа, а не костюм?
И тут как сыграла моя вера в человеческий гений! Как попёрла мысль в далёкие дали! Воображение сразу начало рисовать, как все эти косплееры денно и нощно изучают и осваивают биомеханику Мейерхольда! Чтобы одними только движениями и пластикой передать, так сказать, суть своего персонажа! Правда про Мейерхольда, как оказалось, ни один из опрошенных косплееров ничего и никогда не слышал…

 

Ну и ладно! Может косплееры уподобляются языческим шаманам и своими «обрядами» они стараются раскочегарить мифологическое сознание современного обывателя?! Лосевым зачитываются?!

Истина, как это с ней часто и бывает, более прозаична… Косплееры отыгрывают своих персонажей с помощью кривляний и сисек. Если есть сиськи - кривляния не обязательны. Ежели их нет, то кривляться надо с троекратным усилием. Самым ходовым кривлянием является размахивание игрушечным оружием.

Вот есть у персонажа в сюжете какой-нибудь громадный (бесполезный с точки зрения тактики) меч или дубина - непременно создай такой же и тягай его туда-сюда. Главно - чтобы пафосно выглядело! Иначе не оценят.

Пафос - это вообще главная составляющая «правильного» косплея. Твой персонаж постоянно ходит с хмурой рожей и перед каждым боем/диалогом/сценкой встаёт в многозначительную позу (грудь колесом, челюсть кверху, руки упираются в пояс)? Непременно повтори, как только увидишь, что тебя собираются сфотографировать!

Главное помнить, что, если ты косплеишь какого-нибудь супермена, а рядом стоит другая косплеерша с выдающимися формами - у тебя нет шансов на успех аудитории. И даже не важно, кого она изображает. Почти все женские персонажи, которых изображают косплееры, похожи на моделей нижнего белья. Да и костюмы у них соответствующие.

Собственно, об этой гендерной конкуренции мне как раз и сообщил один из таких «суперменов», косплеер Михаил.

 

Artifex: Я человек несведущий, объясни мне, чем конкретно отличается косплеер от манекена? Манекен же выполняет ту же самую функцию: демонстрирует костюм?

Э-э-э, нет. Тут, наверное, вся проблема в подходе и философии. Одно дело - надевать костюм на манекен рядом с каким-нибудь стендом, где презентуют игру, комикс или фильм, а другое дело - косплееры. Косплееры - это чуть-чуть другое, это определенная каста людей …

Artifex: Каста?

...Да. Каста людей, которые с детства мечтали почувствовать себя кем-то большим, чем просто человеком! И своим косплеем мы воплощаем это в жизнь. (прим.: Кстати, Михаилу уже 28 лет).

Artifex: У каких косплееров фан-сообщество больше? У женщин в откровенных нарядах или у таких парней, как ты, которые ходят в образе супермена? Только честно.

Ну, тут даже думать не надо. Сиськи - они везде сиськи.


Если я вдруг показался жестковатым в своих заявлениях, то ещё раз ознакомьтесь с ответами Михаила. Раз уж сами косплееры так отзываются о своей деятельности, то что остаётся нам, наблюдателям?

К слову о наблюдателях. Если просто посмотреть, как и для чего фанаты подходят к косплеерам - тут же появляется и понимание, зачем им косплееры нужны. Большая часть посетителей выставки - это подростки, которым только дай полапать косплеерш и запечатлеть свой «подвиг» на фотоснимке. Чувство собственной важности у подростков ещё никто не отменял.

Граждане, которым свойственно чувство такта и хоть какая-то адекватность, фотографируют тех косплееров, чей костюм им кажется наиболее удачным и сложным. Их интересует именно костюм, а не тот, кто его носит.

Об аудитории и фанатах поговорили с косплеершей, которая была в образе…

Не знаю я, в каком она была образе. Персонаж из какой-то популярной видео-игры и всё тут. Неужели вы думаете, что посетители подходили к девушке в ТАКОМ костюме (броне-лифчик?) исключительно из интереса к персонажу?

Artifex: Вопрос может показаться несколько некорректным, но, всё же. Мы вот с коллегой походили по выставке, понаблюдали за аудиторией. И мы видели только то, как все эти ребята, извините, но просто хотят вас полапать и при этом сфотографироваться.

Да, есть такое...

Artifex: Так как с этим жить?

Я не знаю. (широко улыбнувшись и «как бы» стесняясь) Пытаюсь привыкнуть, но я всегда смущаюсь и не понимаю, чего они от меня хотят (действительно, чего же они хотят?). Ну, может, это связано с любой популярностью. Не только с косплеем. У многих топ-моделей тоже есть свои фанаты-задроты, которые мечтают с ними хотя бы сфотографироваться. «Хотя бы». Это я сдержанно выражаюсь, я же леди.

Artifex: Конкретно ваши фанаты, они какие?

Да вот как раз такие, как вы их охарактеризовали.


На последних словах косплеер рассмеялась, и мы попрощались.

Был и ещё один характерный косплеер. Над костюмом он работал всего лишь чуть больше часа и пришёл просто развлечься. Рассказал, что вышел давеча из леса и решил закосплеить орка. Облился зелёной краской, нашёл какой-то дрын, меховой воротник и готово! Получился орк.

 

 

На мой взгляд, это был самый честный косплей из тех, что мы встретили. На все мои вопросы о сути косплея он ответил просто и довольно любопытно:

«Я являюсь самым простым, добрым парнем, который просто хочет себя развлечь, которому скучно и который думает, что надо пойти и чем-нибудь заняться. Я довольно замкнутый и боюсь публики, поэтому на подобных фестивалях я понемногу борюсь со своими комплексами. Наверное, как и многие косплееры».

Подводя итоги, могу отметить, что из-за обильного общения с косплеерами и наблюдения за ними весь ИгроМир и Comic Con 2017 превратились для нас в экспресс-забег по некому подобию психдиспансера. Это всё, конечно, весело, но как-то грустно.

Единственным светлым пятном во всей этой истории является то, как на некоторые костюмы реагировали маленькие дети. Дети, зачастую не понимая, какого персонажа изображает косплеер, всё равно были счастливы. Маленькой девочке абсолютно не важно, что кто-то косплеит расу кошек-гуманоидов из игровой серии The Elder Scrolls. Ребенок просто видит большого пушистого кота, который ещё и отвечает на её любопытство. Большего ей и не надо.

 

 

Так, может, ну их к чёрту, всех этих суперменов, бэтменов и иже с ними, а просто дать маленьким детям чуточку радости и сказки? Ведь все мы взрослеем, и сказки уходят.
Уходит всё, кроме глупости. Эту штуку нужно самому из себя прогонять.