На дипломной выставке Британской высшей школы дизайна «Сосуществование. Обозначение границ», которая проходит за счёт фонда поддержки современного искусства Винзавод.Open, художник Елена Благославова, участник российских и международных выставок и биеннале современного искусства, впервые за историю искусства представила сыр как арт-объект.

 

 

«Геоценоз правоты» - инсталляция в виде четырех холодильников, где в режиме реального времени созревал сыр, сваренный в сыроварне экопарка «Яснополе». Каждая головка сыра слушала и «смотрела» разную информацию с помощью экрана телевизора и аудиосистемы. Политика, религия и ЛГБТ-контент направлялись в 3 холодильника, в то время как четвертый арт-объект созревал «чистым».

21 июля, по окончании срока созревания, была проведена дегустация сыров с участием авторитетного жюри. Дегустация проводилась вслепую, на которой жюри и посетители пробовали на вкус сыры с названием A, B, C и контрольной (чистой) партией К, а затем голосовали за наиболее понравившийся вариант.

Для того, чтобы окунуться в мир совсем необычного искусства, Artifex принял участие в дегустации, а также решил узнать у Елены о ее творчестве.

 

 

Artifex: Что послужило мотивом для столь экстраординарной темы выставки?

В своей художественной практике я часто обращаюсь к теме возникновения у человека «ментальных границ», то есть убеждений и установок, исходя из которых мы живем и строим взаимоотношения.

Когда я осмысляла тему сосуществования, то вспомнила свое исследование из прошлого опыта. Я изучала базовые приоритеты, которые обеспечивают выживание нашего Эго. И одним из них является желание быть правым. Я придерживаюсь точки зрения, что желание быть правым – мысль, которая мешает нам в сосуществовании. Только когда человек осознает это, он способен отказаться от своей правоты во имя компромисса и построения отношений.

Правота возникает в любом социуме, начиная с семьи. И транслируется официальными институциями разными способами. С экранов телевизоров и интернет–каналов мы получаем информацию, которая формирует официальную правоту. В итоге получается усредненный общественный «продукт», приученный думать по чужому шаблону.

По моим наблюдениям, в нашем обществе существуют темы, препятствующие компромиссу. Лично я избегаю затрагивать политику, религию и сексуальную ориентацию с людьми , которых я не очень хорошо знаю, потому что правоту здесь невозможно доказать. А отношения испортить можно. И мне захотелось поразмышлять на эту тему в своем проекте.

 

 

Artifex: Почему именно сыр?

Сначала родилась концепция, а потом я хотела придать ей форму. Мне был интересен образ человеческого мозга, который реагирует на определенные информационные потоки. Я искала метафору для этого и думала про растения, но они часто используются в арте, а мне хотелось выйти за рамки представления о границах художественного и искусства в целом, и, с другой стороны, я искала белковую структуру, которая бы вызывала аналогию с процессом рождения, формирования, созревания и нарушения целостности нашего сознания.

Потом я подумала, что в этом году исполняется 5 лет с введения санкций и запрет на ввоз некоторых продуктов. Это также следствие желания кого-то быть правым. Еще мне вспомнилось о 45-летии бульдозерной выставки (прим. автора - «Бульдозерная выставка» - несанкционированная уличная выставка картин в 1974 г.).

Мне попалась на глаза заметка в интернете, в которой говорилось о том, как швейцарские ученые исследовали созревание сыра под разную музыку. И я решила воспроизвести их эксперимент, но только в качестве среды созревания взять медиаконтент.

Возможно, что сыр, как продукт, вскоре будет запрещен в нашей стране, так как ученые сейчас высказывают предположения, что сыр вызывает наркотическое пристрастие из-за содержания в нем морфина в малой дозе.

Artifex: Что вы планируете делать с выращенным сыром?

В каждом холодильнике было по 2 головки, первые были представлены на дегустации, а вторые я хочу продать на благотворительном аукционе.

 

 

Artifex: Вы говорите о том, что негативные установки, как и информация, получаемая сыром, закладывается в нас как кодировка. Как человек может избавиться от них?

От негативных установок невозможно избавиться. Но можно сформировать новые, которые будут сильнее старых. Самое главное - уметь их просто видеть и замечать. Когда это происходит, они просто перестают работать.

У нас в обществе принят жертвенный контекст, то есть многие считают, что это “судьба», кто-то или что-то извне, влияющие на их жизнь. Но важно брать ответственность за свою жизнь - «я формирую обстоятельства своей жизни», “я исследую свои точки зрения».

Я долгое время занималась бизнес-тренингами, поэтому могу размышлять на эту тему бесконечно.

Artifex: Спасибо за интервью.

После эксперимента с дегустацией сыра Елена выложила результаты на своей страничке в Инстаграмме:

«Наконец, могу объявить результаты сегодняшнего перформанса! Эксперимент удался. Авторитетное жюри зафиксировало, что сыр, который подвергался воздействию информации однозначно имеет другой вкус по сравнению с контрольной партией! И в процессе голосования большинство зрителей проголосовало за сыр С. А и В набрали одинаковое количество голосов. Теперь самая главная интрига: А - ЛГБТ контент, В - политический, С - религиозный. Спасибо огромное всем, кто поддержал» (орфография и пунктуация сохранены - прим. автора).

 


Автор: Анастасия Шкретова