Сейчас в арт-галерее VSunio проходит выставка «БЕСПОДОБИЕ». На ней представлены частные собрания западноевропейской живописи XIV-XVIII веков, включающие редкие работы Бернардо Беллотто, Франческо Гварди, Джованни Тьеполо, Вечеллио Тициана, Абрахама Брейгеля и других мастеров.

На фоне темных стен, как алмазы или сапфиры первой категории чистоты, сияют полотна необыкновенной красоты. Выставка меня сильно впечатлила, хотелось прийти туда вновь и вновь.

 

Разговор с арт-директором галереи Сергеем Герасимовым вышел за рамки обсуждения экспозиции: он изложил свой взгляд на современный арт-рынок, рассказал о судьбах русских художников.

 
Artifex: Как возникла идея темы выставки «Бесподобие»? Как вы выбирали картины?

Отбирая картины, мне пришлось советоваться с коллегами в галерее. По профессии я художник-реставратор, и до сих пор имею счастливую возможность видеть частные коллекции и работать с ними. В данном случае это совпадение обстоятельств. Я долгое время реставрировал некоторые из представленных картин, владельцы которых - европейцы. Это довольно дорогое удовольствие - привозить из-за рубежа выставки шедевров. Такими дорогостоящими проектами, как правило, занимаются крупные музеи, но отнюдь не частные галереи. К счастью, владельцы нашей галереи решились на этот поступок. Мы привезли 20 картин из частного европейского собрания и в течении двух месяцев показывали их в нашей галерее всем желающим совершенно бесплатно.

Artifex: Как сделать так, чтобы искусство было интересно людям?

Исторический пример существует. В Голландии в XVII веке, когда церковь перестала заказывать у художников произведения, они стали невостребованными. И живописцы решили просто делать маленькие работы с понятными для людей сценами любовных утех, праздников, натюрморты и тому подомным. И люди стали их покупать. Маленькие картинки за небольшие деньги. И это превратилось в настоящий бум. Заказчики гонялись за художниками «по интересу», заказывали и покупали их картины. И художники неплохо жили.

Коллекционирование было развито, мода на искусство была высокая. И это не просто цветные картинки. Есть замечательный пример. Богатые голландские буржуа покупали в комнату прислуги изображения натюрмортов. И не для украшения стен, а для того, чтобы это качественно скомпонованная нарисованная картинка была образцом порядка, в котором прислуга должна была содержать дом. Написанная гармония становилась как бы подсказкой на каждый день, как изящно должно быть в доме. Это не просто украшательство.

Раньше люди умели не просто рассматривать искусство, но и читать его. А современный человек в смартфоне больше понимает, чем в «чтении картин». Он не понимает композицию, пластику, идею, для чего эта картинка нарисована. Он видит человека, помидор, дерево, но это примитивное видение. Изначально надо задавать себе вопрос: что такое искусство? Потому что именно искусство и наука делает нашу жизнь полноценной, комфортной и красивой. Это самые высшие достижения человечества.

Artifex: Все-таки, не согласна с вами - сейчас же настоящий бум по посещениям выставок в Москве!

Это искусственная вещь. Правильное понимание современности. В свое время в одном из своих последних интервью Пабло Пикассо сказал забавную вещь. Журналист говорит ему: «Величайший художник Пикассо». А Пикассо отвечает: «Джотто и Тициан, Рембрандт и Гойя были великими художниками. Я всего лишь развлекатель публики, понявший своё время». Он не стеснялся этого, ему уже было ничего не нужно. Изменить ситуацию одной галереей, десятью галереями - невозможно. Мы можем объяснить публике, что есть хорошее, интересное искусство, что оно гораздо больше, чем цветные картинки.

Современный человек забыл, как понимать искусство, то есть он перестал его читать. Искусство не только рассматривается - оно считывается. Когда во Флоренции был объявлен конкурс на создание бронзовых дверей флорентийского баптистерия, то голосовали почти все жители города. Конечно, учредители конкурса имели полное право избирательности, но и все булочники, лавочники бросали камешки или бумажки на уличном голосовании за того или иного художника. Это было важно, люди того времени читали искусство. Вы в церкви видите росписи и знаете сюжет, всю историю. Вы понимаете эти знаки, символы, а художник только управляет вашим глазом. Это целый богатый мир, а не просто изображение цветных картинок.

Artifex: Вас не смущает, что в России арт-рынок – это около 20-ти галерей, одна арт-ярмарка, одно или два авторитетных изданий по искусству и одна премия, которая учитывает интересы все тех же галерей?

Смущает или нет, но такова реальность. Причина не в том, что у нас ограничено количество ярмарок или галерей. У нас сложился за 70 лет советский менталитет - в СССР редкие персоны коллекционировали искусство. В Советском Союзе коллекционировать «картинки» считалось буржуазным отклонением. Обложка журнала «Огонек» на кухне – это максимум, что мог позволить себе советский гражданин.

Artifex: Что можно сделать для развития искусства в России и появления новых имен? Смотрите, художник, если его не взяли в эти 15 ключевых галерей, то ему больше в России деваться некуда. Дальше он уезжает на Запад или меняет профессию? И, к сожалению, это известная практика. Взять хотя бы Анатолия Зверева: талантливый художник, а какая нелегкая судьба…

У Анатолия Зверева была все-таки возможность иметь работу. Он не хотел быть одним из винтиков структуры в союзе художников и писать выставочные картины. Это был его выбор. Есть искусство, есть арт-бизнес, и они не всегда вместе. Если сейчас, например, Рафаэль придет на ту единственно доступную в Москве арт-ярмарку или обратится в единственное издание по искусству, его пошлют далеко... Он не вписывается в арт-бизнес, он просто талантлив. Ведь технология современного искусства – это не про искусство и талант, это технология продаж, пиара и моды. И если вы берете российское искусство, то оно всегда, как правило, отстает в развитие лет на 10. Ответ на ваш вопрос очень прост: нужно, чтобы искусство было интересно водителю трамвая, директору магазина, министру культуры, президенту. Любое искусство, современное или классическое. Сейчас существует мнение, что искусство - это странное занятие странных людей.

Artifex: Как, например, Оскар Рабин, который только в 50 лет первую работу смог продать. Уехал в Париж – и стал активно продаваться, но уже во второй половине жизни. Возможно, он смог сохранить талант художника и развиваться, потому что у него оказался сильный характер. И только когда он уехал за рубеж, оказалось, что его творчество – это новаторство, и он получил международное признание.

На Западе творчество Оскара Рабина было советским творчеством. Нонконформизм, противостояние советскому реализму и монументализму - это идеологические вещи. На Западе это была культовая волна, где нужно было противопоставить Советскому Союзу. Плюс - это было новаторством, новой темой, которую не могли понять западные люди. Для них – это просто туман: как так, вам хлеба не дают? Или почему газа или бензина нет? И это волна не об искусстве - это тенденция моды, актуальности, политики. Оскар Рабин - мудрый человек, до сих пор у него светлый ум. Сейчас он делает замечательные экспрессионистические вещи, вдохновляется Явленским или Сезанном, Моне или Гогеном, делает великолепную колористику - по его творчеству это видно.

Artifex: Возвращаясь к вопросу об отставании российского искусства: что можно сделать Вам, как основателю успешной галереи, чтобы мы не опаздывали на 10 лет?

Ни я как арт-директор галереи, ни другие подобные галереи, ничего сделать не смогут.

Оптимизм, пустой оптимизм не продуктивен. На мой взгляд, нужно просто привлекать внимание к искусству. Если бы Президент, министр и еще кто угодно приобретали искусство, то их замы, секретари тоже приобретали бы искусство. Сейчас этого нет, потому что нет культуры «поглощения искусства». Во-первых, мы его не объясняем и не показываем. Во-вторых, мы потеряли опыт собственного мнения. Люди не могут составить свое собственное мнение, им нужно обратиться к телевизору, новостям, либо к мнению знаковых людей, которым они верят. А верят сейчас публичным людям.

На Западе нет такой слепой веры публичным людям. Там - демократия. К сожалению, может быть, иногда с перебором, но при этом каждый человек считает себя лидером мнения. Они, как ни странно, основываясь на опыте семейном, историческом, который не ломался столетиями, опираясь на знание собственной истории, составляют собственное мнение. У нас с советских времен существует мнение, что искусство – это баловство, потому что оно «для жиру». Нас так воспитывали, и это в глубине нас сидит. У нас люди покупают землю, а потом, насмотревшись журналов, сами сажают кусты и прокладывают дорожки. Они лучше дизайнеров знают, что и как нужно. У нас не принято доверяться профессионалам, это лишняя трата денег, чтобы кто-то тебе ещё мозги пудрил.

Artifex: А кто тогда покупатель?

Никто. Чиновник не покупает, так как боится показать, что у него есть деньги. Бизнесмены покупают, но очень мало. Эти активы им не интересны, ведь рынок искусства сейчас не очень востребован. Мир моды, гламурная светская тусовка - тоже не покупают, потому что, ты условно картину показать никому не можешь. Она висит дома, это не сумочка или дорогая машина, которая видна всем. Твоя картина висит дома, поэтому искусство антикварное, художественное приобретается теми, кто питает к нему страсть.

А современное искусство, особенно уже раскрученное, приобретают немного чаще, потому что оно помимо своих эстетических и творческих задач выполняет функцию входного билета в закрытое общество «коллекционеров». Публично приобретая «крутое» современное искусство, ты знакомишься с определённым кругом людей и можешь получить право поехать в Монако и сфотографироваться с Принцем Монако. Если бы у нас было бы модно приобретать искусство, а еще если бы это было престижно, то наш арт- рынок был бы другим.

Artifex: Кто сейчас продается?

Продается хорошо то, что хорошо рекламируется и продвигается. Качество не имеет значения, это касается не только изобразительного искусства. Каждый художник искусство создает для себя, оно должно ему нравиться, а не галереям или модным людям. Современное искусство показало, что когда оно привязано к личности - оно теряется, так как автор выходит на первый план и пиар работает гораздо сильнее художника. Сначала нужно делать эпатаж, чтобы сделать имя. Потом, когда есть имя, ты можешь делать все, что хочешь, подстраиваясь под спрос.

Принцип такой: искусство заказывается, раскручивается и потом продается. Тот же самый Дэмиен Хёрст. Он поменял полностью свою стратегию - замечательный пример, как нужно существовать в этом мире. Сейчас голые задницы не в моде, значит будут актуальны стеклянные головы.

Artifex: Спасибо за интервью.