Архитектор, теоретик и педагог, лауреат Притцкеровской премии, обладатель Золотого льва Винецианской биеннале Рем Колхас (Remment Koolhaas, 1944) является одним из самых известных современных архитекторов, с чьим мнением считаются, а работами – восхищаются.

Первой его профессией стала журналистика. Сначала он писал статьи для печатного издания «Гаагская почта», затем делал сценарии для ТВ. И лишь ближе к 30 годам Рем получил профильное образование архитектора в Лондоне. Такой путь позволил ему широко мыслить, стать немного философом, задаваться самыми разными вопросами и искать на них ответы. Рем Колхас учит студентов, пишет книги по архитектуре, занимается исследовательской работой. Его интересуют два «и»: инновации и изменчивость, им он посвящает свое творчество.

 

Прославленный нидерландский архитектор знаменит проектами библиотеки в Сиэтле, дома музыки в Порту, бутика Prada в Америке, посольства Нидерландов в Берлине.

Мастер имеет отношение и к нашей стране, причем, не только в архитектурном, но и в образовательном плане: Колхас входит в состав Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея Дома Мельникова, экспозиция которого рассказывает о творчестве этого советского архитектора.

В 2007 году в столичном клубе фабрики «Буревестник», построенном по проекту Константина Мельникова, Рем читал лекции. В 2010-2011 он преподавал в другом бывшем фабричном здании – на «Стрелке». А его архитектурное бюро Office for Metropolitan Architecture (OMA) помогало построить новое здание музея «Garage» в Парке Горького, которое мастер открывал лично. Он также занимается проектом Сколково. А ещё Колхас должен был консультировать Эрмитаж по вопросам реконструкции Главного штаба, но, к сожалению, этого не случилось из-за того, что сроки работы не раз переносились. Рем Колхас однажды признался, что на его работу повлияли русские зодчие Константин Мельников, Моисей Гинзбург, Иван Леонидов.

Любимое детище Колхаса - бюро ОМА, которое он создал в 70-х годах прошлого века. Эта аббревиатура расшифровывается как «офис городской архитектуры». Головной офис находится в Роттердаме, а его филиалы есть во многих городах. Существует еще подотделение АМО, работа которого сродни деятельности научно-исследовательского института. Рему удалось собрать в его стенах ведущих архитекторов со всего мира.

Сейчас в НИИ работают 220 человек из 35(!) стран. Это не только архитекторы, но и математики, социологи, которые серьезно изучают значимость того или иного проекта. Команда анализирует и сопоставляет разные данные, историю, и только после этого начинается уже мозговой штурм в сфере архитектуры и дизайна.

Такой подход к делу получил высокую оценку и самую престижную в области архитектуры Притцкеровскую премию (Pritzker Architecture Prize), которая дается за инновационный характер идей. Напомним, что она является аналогом Нобелевской. Дело в том, что награда Нобеля не вручается за достижения в области архитектуры, поэтому в 1979 году Притцкеры решили добавить эту номинацию. Награда вручается ежегодно, но состав жюри каждый раз меняется. В него входят архитекторы, бизнесмены, критики. Кстати, первой женщиной, которая получила Притцкеровскую премию, стала Заха Хадид, начинавшая свой творческий путь в ОМА. За последние пять лет ее получили японцы Тоёо Ито и Сигэру Бан, немец Фрай Отто, чилиец Алехандро Аравена и трио из Каталонии (Рафаэль Аранда, Карме Пигем и Рамон Вилалта).

Кстати, именно отделение AMO устаивает фешенебельные показы Prada и Mio Mio. Дизайнеры Рема Колхаса превращают площадку в невероятную сцену с фантастическими стильными декорациями. Миучча Прада, младшая внучка основателя компании Prada Марио Прада и нынешняя владелица модного дома, и Рем Колхас знакомы очень давно. Его бюро занимается всеми проектами модного дома. Например, центр искусств в Милане для фонда Prada мастера из ОМА облицевали настоящим сусальным золотом и зеркалами. Миучча - одна из самых богатых женщин планеты, и может позволить себе такую роскошь. Фонд был создан в 1993 году, он занимается искусством и философией. Здание, в котором он находится, раньше занимал ликеро-водочный завод.

В начале 2017 года стало известно, что в Париже скоро откроется художественный центр Fondation d'entreprise Galeries Lafayette. Он расположится в постройке 1891 года, буквально в нескольких метрах от Центра Помпиду. Рем Колхас по своему обычаю предложил сделать не просто выставочный комплекс, а исследовательский центр. Как? Разместить внутри мастерские артистов и всякие творческие лаборатории. Интересное решение, достойное талантливого архитектора!