В СССР Первое мая было праздником рабочих. Согласно Ленину, рабочие в этот день должны были праздновать. А по факту, отдыхали аж целых два дня. Для страны, где работали даже в первый день Нового года, это был реальный праздник. Вот муравей и трудился на заводах, в ожидании чуда, пока местная дама лёгкого поведения смущала честной народ. Стрекоза в этой истории не лучше и не хуже всем известной уже Насти Рыбки (эта та, которая на яхте с олигархом). Но это я вам не про басню Крылова. В этот символичный день трудящихся, пока все радостно заедают «шашлычок под коньячок вкусно очень», я вам расскажу подробнее про советскую интерпретацию басни, которая со школьной скамьи вбита всем в голову.



В этот раз я не буду сыпать подробности про съемочную группу и давать какие-то интересные факты про тех, кто работал над фильмом. Вы это с лёгкостью найдёте на Википедии, но ничего интересного там нет. Именно сейчас мне хочется с вами потрудиться над расшифровкой мультфильма 1961 года.

Муравей — типичный советский рабочий, в городе с агитационными красными плакатами. С утра до ночи он пашет. И, естественно, на заводе. Вариантов нам показали не много, как и в обычной жизни это: завод, фабрика, железная дорога, стройка или школа. Причем в последней даже учат тому, что работа — это всё.

 

 

Стрекоза же самая настоящая сучка. Просыпается, когда захочет. Красит губы яркой помадой, которая в советское время считалась атрибутом проститутки, и летит на тусы. После танцулек она умудряется залететь на заводы, где демонстративно мешает всем работать своими пошлыми движениями. СРАМОТА. Благо хоть настоящие рабочие никогда не опустятся до того, чтобы поддаться на её грязные провокации. Они закрывают глаза и отворачиваются от неё, продолжая работать со станками. Не скажу, что от их отказов она печалится. Но выбор остается для Насти Стрекозы не велик. Плюнув на рабочий класс, она летит обратно к богемным тусовкам. Там, увы, насекомые носят не спецформу, а костюмы от Gucci. А ещё громко смеются, демонстрируя своё легкомыслие. Причем так громко, что само солнышко генсека гневается (или мне одной кажется, что Хрущев и солнышко похожи?).

 

 

Ну, а дальше… Лето красное пропела, оглянуться не успела, как яхта уплыла, подписчики не растут, на первый канал уже не зовут и вообще голод, зима и мы все умрем. Чем она всю осень занималась, нам не показали. Хотя было бы интересно, но это бы уже вышло за рамки короткометражки. Для любителей полной истории могу посоветовать лютый треш «Стрекоза и муравей» 1913 года. Там ясно видно, что стрекоза делала осенью. Она играла на скрипке, рядом с умершим жуком и была… кузнечиком.



И вот наша Настя Стрекоза пришла к рабочему поселку и давай молить о пощаде. Но на самом деле просить очередной «стол и дом». Что она в принципе и делала летом, подрабатывая на своей неочевидной работе. Причем, в контексте именно этого мультфильма фраза «Я без души лето целое всё пела» выглядит ещё забавнее. Это как исповедь проститутки, которая сознается, что занималась этим не из-за любви к сексу, а из-за необходимости. И вот, вокруг неё собрался народ и коллективным решением вручили ей лопату. Мол, иди и пляши с ней, чистя снег. Будет тебе тогда дом. Большие глаза стрекозы смотрят в душу зрителя. Она осознала, что работать надо было не губами, а руками. Занавес. Конец. Вот только это всё очень отличается от басни. Взываем к Крылову!

 

 

Муравей в его истории — жестокий циник, которому не ведомо сочувствие. Сострадание — это не про нашего трудягу. Именно эта басня, отличается во всех пересказах от оригинала Крылова. Все стараются сгладить углы. Закончить нравоучениями. Дать совет. Помочь хоть как-то. Но в оригинале Ивана Андреевича жизнь куда более сурова. Вспомните сами, что стрекоза приползла к муравью зимой. И не просто приползла, она была замёрзшая, голодная, уже на грани смерти. И просила всего лишь обогреть и накормить. А что услышала она в ответ? Не суровое «нет». Ей даже не было ответом безразличие, которое мог продемонстрировать муравей, просто не выйдя на связь с ней. Он отозвался. Вступил в диалог и умышленно, с чувством настоящего злорадства послал ее танцевать свой последний танец. Танец со смертью.

 

 

И что это, если не самая настоящая отсылка к Средневековой пляске смерти? В основании же этого сюжета всё, что мы так отчетливо видим в басне. Это идеи о ничтожестве человеческой жизни. Тут мимолётность земных благ и несчастий. И, если вспомнить изображения смерти, то на некоторых рисунках костлявая была тем, кто выигрывал. Например, ловким и проворным шулером, который обыгрывает любого. Похоже на муравья? Да. Он знал правила игры и знал, как остаться победителем. На других рисунках смерть — это водитель хоровода, в котором невольно участвуют все. И с каждым кругом участников становится все больше. Похоже на стрекозу? Очень. Даже в мультфильме, что я разбирала выше, этот хоровод крушил спокойную жизнь муравьев.

 

 

И что же всё это значит? А значит это, что все они мертвы. Что муравей, который потратил всю свою жизнь на работу и злорадство. Что стрекоза, которая не знала в жизни ничего, кроме мимолетных удовольствий. Но важен ли их образ жизни, когда от них самих ничего не осталось? Кто-то хочет легкой смерти, кто-то — не очень. Кто-то трудится, а кто-то танцует. Каждый сам выбирает свою жизнь. А смерть сама выбирает за нас. Каждый из нас сам выбирает, как провести майские праздники. А вы как выбрали?