Искусство стоит любит за то, что оно рассказывает нам о нас самих, но всегда в необычной, уникальной форме. В своих фильмах Микеланджело Антониони скорее выступает в роли художника, нежели режиссера. В них нет кричащих о своих чувствах героев, есть только те, которые ведут тихую войну внутри себя. Антониони как-то сказал:

«В моих фильмах вообще ничего нет, кроме того, что вы чувствуете»



В феврале этого года «Иноекино» при поддержке журнала «Искусство кино» показали на больших экранах Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска известную тетралогию Антониони об одиночестве. Она состоит из фильмов «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Красная пустыня». Каждый фильм привнес в развитие кинематографа большой вклад, но «Затмение» расположилось в центре «трилогии отчуждения и некоммуникабельности» и оказалось именно той картиной, в которой автор максимально раскрыл свой замысел.

 

 

Внятно объяснить и описать чувства, которые рождаются при просмотре, очень сложно, но попытаться стоит.
В основе сюжета – развитие любовных отношений между людьми. Виттория, главная героиня, доведена до отчаяния. Ее жизнь - некий марафон, состоящий из множества встреч. Она уходит от мужчины в начале фильма, но уже в середине встречает другого. Встречи с подругой, соседкой, мамой... Виттория кружится между ними, словно на коньках, задыхаясь от обязательств, которые ей пытаются навязать.

Внешняя суета противопоставлена внутренней отстранённости героини. В каждом диалоге чувствуется недосказанность, в каждом взгляде присутствует неопределённость. Виттория ни в чем не уверена. Все ее отношение к жизни можно охарактеризовать одним предложением: «Я бы хотела не любить тебя, или полюбить сильнее». Лишь умение искренне смеяться отличает эту девушку от других героинь антониониевской тетралогии.

 

 

Развитие отношений между Пьеро, которого играет Ален Делон, и Витторией происходит медленно. Они не бросаются клятвами о вечной любви. На протяжении всей картины герои будто присматриваются друг к другу. Даже в конце фильма трудно ответить на вопрос: а что дальше? Дальше - жизнь. Да и вообще режиссер призывал не искать конкретику: «Персонажи моих фильмов – это персонажи, не надо воспринимать их ни как живого человека, ни как некий символ. Не пытайтесь вынести мораль из их жизненной ситуации. Воспринимайте их как что-то, реагирующее с вашим сознанием, превращающееся в личный эмоциональный опыт».

Единственный способ понять, о чем говорит режиссер – посмотреть его работу. В случае с Антониони, это абсолютная правда. Поэтому приятно узнавать, что есть люди, которые возвращают на большие экраны великие картины мировых режиссеров. В марте «Иноекино» покажут ретроспективу Пола Томаса Андерсона и избранные фильмы Бернардо Бертолуччи, а к 8 марта будет специальный показ фильма «Завтрак у Тиффани».