Этой весной интернет заполонили новости об NFT: невзаимозаменяемые токены стали темой чуть ли не более обсуждаемой, чем пандемия. Новые технологии ворвались в нашу жизнь, когда токен художника Майка Винкельманна (Mike Winkelmann), известного под псевдонимом Beeple, ушел на аукционе Christie’s за невероятные 69 миллионов долларов. Далее события разворачивались с гигантской скоростью: свои NFT стали создавать актеры и музыканты, дизайнеры и разработчики игр. Однако больше всего токенизация повлияла на изобразительное искусство, разделив его любителей на поклонников и противников технологии. Сегодня мы предлагаем вам поговорить о том, каким образом NFT влияют на арт-сферу.

 

 

Для начала разберемся: что такое NFT?

Наверняка вы слышали что-то о криптовалюте — например, о биткоине. Так вот, NFT (невзаимозаменяемые токены) имеют самое непосредственное отношение к так называемой «крипте»‎. Рассказываем, какое:

Дело в том, что и криптовалюта, и невзаимозаменяемые токены работают на основе технологии под названием блокчейн. Представьте себе множество компьютеров, которые все время подключены друг к другу и постоянно хранят все нужные данные. Эти сведения записаны в цепочке блоков (отсюда и слово blockchain). Когда пользователь одного из компьютеров совершает какое-то действие, появляется новое звено с записью: она рассказывает не только о том, что сделал этот человек, но и о том, что делали все его предшественники. Все данные цепи дублируются на каждом компьютере, они тщательно зашифрованы, и никто не может их удалить или изменить.

Разные блокчейны — например, самые известные Bitcoin или Ethereum — создаются различными людьми и существуют раздельно.

 

 

В блокчейне можно проводить финансовые операции с помощью криптовалюты или «монет»‎ (с англ. — coins). По сути, такие деньги — это кусочки кода, в котором прописаны действия: например, покупка криптовалюты или ее перевод другому человеку.

Помимо монет в блокчейне есть «жетоны»‎ (с англ. — tokens). Для того, чтобы понять разницу между ними, проведем аналогию с реальным миром. Обычными деньгами мы можем оплатить любой продукт или услугу. Жетонами метро мы можем воспользоваться только для проезда, либо продать их человеку, которому они нужны.

В виртуальном мире все действует похожим образом: криптовалюта — это цифровой эквивалент реальных денег, а токены — это жетоны, которые выпускают разработчики в рамках своего проекта. Только внутри него токены можно обменять на товары и услуги (есть и другие варианты, но мы не будем углубляться).

Обычные токены — взаимозаменяемые (с англ. — fungible tokens): один жетон метро метро можно заменить другим. Но есть и другие — невзаимозаменяемые или уникальные (с англ. — non-fungible tokens или NFT).

Сравним с нашей действительностью: уникальной может быть какая-то вещь, существующая в единственном числе — картина, рубашка ручной работы, исписанный блокнот. Если этот предмет ценный, то мы можем сделать документ, подтверждающий его эксклюзивность. По сути, NFT — это цифровой сертификат, который говорит, что какой-то цифровой файл или реальный объект является единственным в своем роде. Или — как вариант — существующим в лимитированном количестве. Выглядит уникальный токен как запароленная ссылка на файл, дополненная сопутствующими сведениями и записанная в блокчейне.

 

 

Для чего можно использовать NFT?

Невзаимозаменяемые токены используются в самых разных сферах. Первыми их преимуществами прониклись геймеры, которые хотели обладать не просто эксклюзивными, но доказано уникальными предметами в играх. Затем на арену вышли коллекционеры: в 2017 году появились цифровые карточки с криптопанками и игра с криптокотятами, подвязанными к NFT.

 

 

Кстати, сейчас стоимость самых редких экземпляров панков и котят составляет сотни тысяч долларов.

Мода, музыка и видеография также с успехом токенизируются, ведь в каждой из этих областей есть способы применения NFT. Например, можно наделить уникальным кодом пару виртуальных кроссовок от Gucci, фильм или альбом рок-группы (самый известный пример — пластинка Kings of Leon под названием When You See Yourself).

 

 

Отметим, что приобретение невзаимозаменяемого токена не означает, что вы получаете авторские права на объект, к которому он привязан — это может быть прописано в коде, но не обязательно. Такая покупка, скорее, сродни приобретению редкого экземпляра книги, которую вы не можете перепечатывать и распространять без разрешения писателя.

Зачем же тогда платить деньги за то, что можно запросто скачать из интернета? Музыкальный альбом или фильм легко найти на стриминговых сервисах, а цифровое изображение — просто сохранить на компьютер. Да, верно, это возможно. Но сделать так — все равно, что скачать или купить репродукцию «Моны Лизы»‎ (Mona Lisa). Ее оригинал в любом случае будет несравнимо ценнее, а тиражирование копий сделает подлинник более популярным.

 

 

Хорошо, а что насчет NFT в изобразительном искусстве?

Хотя большинство из нас впервые услышали о non-fungible tokens этой зимой, они были разработаны еще в 2014 году на основе блокчейна Bitcoin. Правда, в полной мере деятели арт-сферы разглядели потенциал технологии с ее появлением на блокчейне Ethereum в 2017 году. Последний оказался более программируемым, чем Bitcoin — а значит, отлично подходящим для токенизации.

Настоящий «бум»‎ NFT случился весной этого года: так, специалисты сравнивают мартовскую продажу работы Beeple с гребнем волны токенизации.

Что же подняло эту волну? Основная причина — пандемия. Мы все оказались замкнуты в четырех стенах, так что ярмарки искусства, аукционы, галереи и музеи переместились в интернет-пространство. Нам не хватало реального общения — и появилась соцсеть Clubhouse, где активно обсуждались новые технологии, в том числе, NFT. А еще в начале 2021-го взлетели цены на криптовалюту, и финансовый рынок в целом находился в оживленном состоянии. Все обстоятельства в совокупности сделали токены невероятно популярными.

 

 

После того, как Christie’s стал первым крупным аукционным домом, продавшим NFT произведения искусства (тот самый коллаж Beeple), случилось множество не менее ярких событий, связанных с токенизированным артом. Так, криптоэнтузиасты сожгли оригинал Бэнкси (Banksy), чтобы повысить значимость и стоимость его цифровой версии, а позже подобным образом было уничтожено произведение художника Доминго Сапаты (Domingo Zapata). Одной из самых дорогих токенизированных работ стал простой серый пиксель, а другой — цифровая картина с изображением сканера, которая каждые 28 дней генерирует новые NFT. Свои токены создали многие знаменитости, среди которых певица Граймс (Grimes) и Пэрис Хилтон (Paris Hilton). Не отставали и известные художники: серию NFT представил Дэмьен Херст (Damien Hirst), а команда экспертов токенизировала рисунки Энди Уорхола (Andy Warhol).

 

 

Сейчас произведения в формате NFT уже составляют треть стоимости онлайн-продаж арт-рынка, а популярность токенизированного искусства повысило спрос на современные произведения. Эксперты уверены, что, несмотря на спад продаж non-fungible tokens, осенью или в начале следующего года можно ожидать их нового подъема.

 

 

Как NFT в целом повлияли на арт-сферу?

У токенизации искусства есть как преимущества, так и недостатки. Перед художниками она открывает новые перспективы, ведь теперь они могут легко доказывать авторство своих работ, реализовывать их на онлайн-маркетплейсах (таких как OpenSea, Rarible и Nifty Gateway) или лично, а затем получать отчисление от перепродаж, если это предусмотрено в коде NFT. Кроме того, каждый творец может решить для себя, будет ли его работа существовать в единственном экземпляре либо в нескольких копиях с подтвержденной уникальностью.

 

 

В первую очередь, плюсы NFT очевидны для цифровых художников, так как раньше у них не было возможности засвидетельствовать эксклюзивность своих произведений. Между оригиналом и скопированным файлом не было никакой разницы, а значит, его нельзя было продать так же, как продают привычные нам картины. Но сегодня физические активы также можно токенизировать — в этом случае NFT станет сертификатом о владении реальным предметом.

Покупатели искусства с помощью невзаимозаменяемых токенов могут подтвердить, что работа является их собственностью, а также продать ее и заработать на этом, если она выросла в цене. Если владелец хочет оставить файл в своей коллекции — он может демонстрировать его на специальных интернет-площадках, среди которых Decentraland, TerraVirtua и Cryptovoxels.

В целом, благодаря токенизации, арт-рынок становится более демократичным и открытым. Теперь искусство нередко продается в долевое владение, то есть одно произведение покупают множество людей — а значит, вам не обязательно быть миллионером, чтобы заниматься коллекционированием. Участвовать в торгах аукционов и маркеплейсов может любой человек даже из самой отдаленной точки земного шара, а интернет-площадки более лояльны к творцам и покупателям, чем традиционные.

 

 

Конечно, отдельно стоит сказать о большом минусе NFT: на сегодняшний день у нас нет законов, регулирующих вопросы авторских прав в блокчейн-пространстве. Поэтому случается всякое: кражи и подделки произведений, исчезновение купленных файлов из криптокошельков (специальных хранилищ) и многое другое. Части проблем можно избежать, пользуясь файловыми системами, из которых работы невозможно удалить (например, IPFS), но так поступают не все художники.

 

 

Возможно, что в скором времени главной задачей блокчейн-пространства станет подведение законодательной базы под процессы токенизации искусства. Нам остается наблюдать за взаимодействием новых технологий и арт-сферы, ожидая интересных кейсов в ближайшем будущем.

 


Автор: Элина Багмет