Легенда мировой электронной музыки Эдуард Губин aka Cosmonaut в настоящий момент живёт на три страны - в Индии, России и Эстонии и много путешествует по всему миру. Основатель Artifex, художник и путешественник Дмитрий Абросимов встретил его в индийском штате Гоа. В ходе беседы один из лучших диджеев России и главный герой гоанской техно-сцены рассказал том, как на его глазах менялось течение электронной музыки, и о многом другом.

 

 

Artifex: Ты наблюдал за развитием диджеинга в России изнутри в течение многих лет. Что за это время изменилось?

Я родом из Прибалтики, начал диджеить там со школьных лет. В 1991 году уже стал резидентом клуба в Таллине - стоял у истоков местной электронной культуры.
Я отлично помню acid-house вечеринки 1989 года. DJ Янис тогда уже делал большие мероприятия в Риге, играл с винила.

В Прибалтике рейв-движение началось чуть раньше, однако вскоре и в России заявил о себе электронный андеграунд, движимый людьми, интересующимися авангардной музыкой и искусством. Первые события, о которых я узнал, происходили в Санкт-Петербурге, когда ребята отобрали у бомжей сквот и сделали в 1989 году на Фонтанке первый андеграундный клуб.

Artifex: Эта команда называлась «Новая механика»?

Да, в Петербурге это началось раньше, чем где бы то ни было в России. Однако выстрелило уже в Москве, когда питерские организаторы выбрались в столицу и вместе с москвичами организовали «Гагарин Пати» - первый рейв в России. Я в это время в Прибалтике делал вечеринки, активно диджеил и начал писать музыку. В Россию выбирался только короткими наездами. В 1993 году была первая существенная поездка, когда я поиграл и в Санкт-Петербурге, и в Москве. Тогда я и познакомился со многими основателями российского рейв-движения.

 

 

Artifex: Кого из них ты можешь выделить?

Особенно запомнилось, как в Москве в 1993 году в клубе «Джамп» мне довелось выступать вместе с Фонарем, Спайдером и Фишем. Тогда они были единой резидентской командой клуба, играли вместе. Это было замечательно. Тогда же я записал первый микс на виниле. В клубе стоял правильный диджейский комплект техники, новенькие виниловые вертушки. Фонарь тогда сказал: «Бери какие хочешь пластинки, упражняйся». До этого я не играл на виниле, это был мой первый подобный опыт.

Artifex: Изменилось ли что-то сейчас?

Изменилось кардинально. Сейчас новая эра. XXI век - все могут сидеть дома, общаться в социальных сетях и мессенджерах, слушать новинки музыки онлайн, и вроде уже никуда идти не надо.

А тогда интернета не было, чтобы пообщаться с людьми и услышать новую музыку, надо было идти на вечеринку. Собрать много тысяч людей на мероприятии было не проблема. Я помню рейв «Инстанция» в Москве, на котором довелось выступать. Там было порядка 60 тысяч человек. А вскоре довелось неоднократно побывать на берлинском Loveparade, а затем и поиграть на самом рекордном, 1999 года, собравшем более 2 миллионов ярких и веселых людей со всего мира.

В 90-е годы диджей был главным проводником между музыкантами и слушателями. Это был гуру музыки, который нес в массы искусство. Сейчас же таким проводником служит интернет. Диджейство больше ничего сверхъестественного из себя не представляет, много умения для этого не надо - любой школьник справится. В общем, диджей на рубеже тысячелетий перестал быть богом.

 

Artifex: Почему же диджеинг не умирает? За счёт чего современные диджеи продолжают быть в тренде?

В тренде те, у кого качественный продакшен умножен на грамотный промоушен.

А дальше артист уже сам выбирает, в каком формате и с какой техникой выступать, играть лайв или просто диджеить. Востребованность от этого выбора мало изменится, но чем интереснее выступления - тем больше резонанс в кругу любителей жанра.

Что касаемо диджеинга в его классическом виде - я перестал им заниматься уже в 2005 году и перешел на электронный лайв-перформанс - гораздо более продвинутый вариант, требующий глубоких познаний и навыков. Играю при помощи контроллеров, компьютера, клавиатуры. У меня ни один трек не звучит так, как у остальных, потому что я его всячески изменяю, обрабатываю разными плагинами, накладываю много своих звуковых эффектов, ритмических структур, басовых и синтезаторных линий. То есть я делаю ремейки и ремиксы на ходу во время выступления. Даже не понятно, какой стиль музыки у меня звучит — такая смесь всего. Это постоянный лайв-эксперимент на сцене, с большим количеством моих оригинальных произведений и ремиксов. Звучит в итоге очень импульсивно и динамично, на виниле или “пионерках” такого не сделать.

 

 

Artifex: Ты ощущаешь свой вклад в изменения в музыке?

В начале 90х, в Прибалтике, у меня была возможность спокойно работать в студии, записывать музыку, выступать - всё шло отлично. В Москве в это время танки стреляли по Белому дому, заниматься продвижением вечеринок, искусства, музыки было сложнее. Эта ситуация, видимо, дала мне преимущество: когда я в очередной раз приехал в Москву в конце 1994 года, у меня уже был готов альбом «Через Тернии К Звездам» моего проекта Радиотранс, на тот момент - очень востребованная музыка. Она выстрелила: заиграла по радио, на многочисленных вечеринках. Вскоре альбом оказался бестселлером на «Союзе» - рейв-релиз стоял в рейтинге продаж на первом месте, над всеми поп-звездами. Это было беспрецедентно. Помимо официального издания, он разошелся огромными пиратскими тиражами. Если бы в России не было пиратства и все проданные диски были бы оригинальными, то я бы заработал на этом альбоме около миллиона долларов.

Я периодически выступаю в разных городах России, ко мне подходят старые тусовщики-рейверы и рассказывают о том, что в принципе заинтересовались этим направлением в музыке, услышав треки с альбома Радиотранс по радио, на дисках, кассетах, или где-то ещё. Так что можно сказать, что мой вклад был довольно существенным, я многое изменил в российской музыкальной среде.

Artifex: Что ты чувствовал, когда понимал, что ты добился успеха и узнаваемости?

Известие об успехе было для меня внезапным и ошеломляющим. Мне сообщили, что альбом Радиотранс оказался в хитах продаж и пошел в ротациях на сотнях радиостанциях. Я вышел на улицу, и услышал свою музыку на каждом углу. Та история, про которую говорят «проснулся знаменитым». Это произошло в довольно юном возрасте, но я много общался с артистами, которые начали диджеить ещё раньше меня и многого уже добились - это не дало мне зазнаться, рядом с ними я не чувствовал себя каким-то особенным.

Artifex: Когда тебе было интереснее работать? В начале своей карьеры или сейчас?

Интереснее, конечно, было в начале. Дело в том, что электронная культура развивается по спирали, и если сейчас взять любой новый трек, то можно оглянуться где-то лет на 12-15 назад и найти очень похожий. Другой темп, чуть иные библиотеки звуков, но по сути, построению, комбинации всех линий, ходов, грува - всё повторяется. И если посмотреть еще дальше, лет на 25 назад, то и там можно встретить аналог, в более старом звучании. Сейчас уже третий виток спирали, с каждым витком происходят какие-то изменения, но круговерть очень просматривается.

Я счастлив, что был деятелем первого витка. Это была революция в музыке - ничего подобного раньше не было. Воспринималось, как что-то совершенно удивительное, космическое, неземное. Меня потому космонавтом и назвали. Тогда эмоции были невероятные, было ощущение, что творишь новую историю.

 

 

Artifex: Ты много гастролируешь. Как отличается публика в разных странах?

Разный менталитет, разные вкусы к музыке, которые сложились под воздействием локальных медиа, местных артистов, пропагандирующих то или иное звучание. Поэтому разница есть. в Америке я сыграю одно, а в Берлине - немножко другое, всему свое место.

Artifex: Чувствуешь конъюнктуру?

Когда стаж переваливает за 25 лет, такой подход вряд ли можно считать конъюнктурным. Я развивался одновременно со всей электронной культурой, переиграл самые разные стили и написал сотни треков и ремиксов. От даунтемпо до хардкора: и транс, и техно, и дип хаус, и прогрессив, и брейкс, и много чего ещё. Все эти направления музыки мне понятны и близки - легко и с удовольствием могу сыграть шикарную подборку в любом из них. Мне уже давно не нужно доказывать свою индивидуальность и состоятельность, я нашел свой фирменный стиль игры и полностью сосредоточен на миссии генератора музыкального счастья и эйфории на танцполе, веду людей за собой из точки их сложившегося восприятия к новым аудио наслаждениям.

 

 

Artifex: Ты родился в Прибалтике, потом жил в России, теперь ты в Индии. Что ты считаешь своим домом?

Я живу на планете Земля. Это мой дом, моя Родина. Я всей душой люблю свою Планету и, кстати, всех, кто проявляет “патриотизм” к отдельной ее территории и настроен против другой, считаю сепаратистами, пушечным мясом. Все государства искусственно созданы жадными людьми, в ходе бесчисленных войн.

Мы все - дети нашей планеты. Она у нас на всех одна, мы дышим одной атмосферой, купаемся в водах одного мирового океана. Пластик, выброшенный в море в Африке, доплывет до берегов Азии. После взрыва на атомной станции в Чернобыле в 1986 году радиоактивные дожди накрыли пол Европы. Надеюсь, мы сумеем уберечь наш общий дом от разрушения.

Artifex: «Дом — это не то место, куда мы приезжаем, а дом — это то место, из которого мы перестаем бежать от себя».

Да. Я никуда не бегу, у меня уже есть три сложившихся резиденции, где я обитаю: Гоа, Таллин, Москва. Возможно, появятся ещё излюбленные места. А вообще, я часто путешествую по любимой планете, разным ее уголкам, континентам. Везде есть друзья, люди, с которыми хорошо. Во многих местах чувствую себя, как дома.

 

 

Аrtifex: Путешествия помогают тебе в работе?

Да, определенно. Они дают мне новые впечатления, ощущения. Каждый раз узнаю что-то новое. Это очень подпитывает и помогает творчеству.

Artifex: Ты выступал на одной сцене с Prodigy, Underworld, Paul Van Dyk, и другими знаменитостями. Какие у тебя остались впечатления?

Как правило, это были большие мероприятия, очень много людей на танцполе. Эмоциональное поле настолько сильное, что даже физически ощущается. Когда в эпичный музыкальный момент все разом тянут в небо руки, восторженно улыбаясь, могут мурашки побежать. Очень сильное чувство.

 

 

Artifex: Насколько, на твой взгляд, важна визуальная составляющая, дополняющая мероприятия, на которых ты выступаешь? Есть ли смысл в видео-маппинге?

Просто сравните посещаемость мероприятий с ярким визуалом и без него - ответ будет очевиден.

Artifex: У тебя программа на «Мегаполис». Тебе нравится радио? В принципе эта радио история?

Я работаю на радио с начала 90-х. Сперва в Прибалтике, потом в Москве, на «Мегаполисе», а сейчас мою программу MegaBeat играют на многих волнах, во многих городах. Аудитория - порядка миллиона человек.

Утомительно постоянно делать новые передачи, тем более, у меня кредо - ставить все время новую музыку, не повторяться. При этом должно быть интересно, насыщенно, разнообразно. Каждый раз приходится отслушивать сотни, тысячи треков, чтобы выбрать несколько. Все, кто занимается радио-шоу, прекрасно понимают, о чем я.
Но моя программа доставляет радость многим людям, мне часто пишут и говорят, что с удовольствием ее регулярно слушают. Многие меня знают как артиста именно благодаря радио шоу. Так что мне не лень этим заниматься.

 

 

Artifex: Какие еще профессии ты бы хотел попробовать? В каких сферах деятельности хотел бы себя проявить?

Возможно, когда-нибудь я стану директором или владельцем своего клуба, но это не точно. Писать и играть музыку для меня - самое любимое. Я тот самый счастливый человек, который обожает свою работу, поэтому заниматься чем-то кардинально другим меня не тянет.

Спортом увлекаюсь, но это хобби — каяк серфинг, сноуборд, и так далее.

Artifex: Какую самую необычную работу тебе приходилось выполнять в жизни?

В школьные годы во время летних каникул я месяц работал на конвейере на фабрике мороженого. А ещё в юности довелось поработать помощником инженера в конструкторском бюро. Надо было протестировать теплоизоляцию холодильных складов в новом построенном мясокомбинате. Я лазил по лесам, лестницам, вдоль огромных, до 30 метров высотой, стен, прикреплял датчики теплопотока специальным клеем, потом снимал показания на специальный прибор, записывал. Это было очень необычно для меня.

Artifex: Когда ты в последний раз делал что-то в первый раз?

Вчера сварил правильный пудинг из саго впервый раз в жизни, хотя готовить давно люблю.

Artifex: Представь, что встретил себя через 10 лет. Где это происходит? Как? Что бы ты самому себе сказал?

Где происходит? Встретить самого себя с разницей в 10 лет вряд ли возможно на Земле, скорее всего где-то в ядре галактики, на грани горизонта событий. Я бы, наверное, ничего не говорил. На всякий случай. Неизвестно, к чему бы привело, обойдусь без слома причинно-следственных связей.

Artifex: Что заставляет тебя улыбаться, когда тебе грустно?

Грустить мне некогда, такое случается, к счастью, редко. У меня творческая жизнь, в ней хороших моментов и новостей всегда много. Мне было недавно грустно, когда устал от большого количества переездов, дел, а тут посмотрел статистику и вижу, что мой релиз попал в топ, куча продаж, диджеи заиграли повсюду - и сразу поднялось настроение. А еще хороший метод - пересмотреть фотки с удачных вечеринок, где много друзей и веселья. Смотришь - и начинаешь улыбаться.

Artifex: Что дальше?

Собираюсь продолжать выпускать новые релизы, путешествовать, открывать для себя новые места и нести людям музыкальную радость.

Artifex: Спасибо за интервью!